Через несколько дней, 5 октября, мы будем праздновать Всемирный день учителя. А кто-то, возможно, и вовсе не заметит этот день календаря. Так в этом мире все и происходит — каждому свое.
Что касается меня, этот день еще как имеет значение. Точнее будет сказать, не сам день, а то, что с ним связано. Ведь что такое первый школьный учитель? А именно о нем в первую очередь заходит речь, когда празднуешь какое-то торжество, связанное со школой.
Первый учитель — это тот человек, в чьей власти вселить в ребенка любовь к знаниям или же, наоборот, надолго отбить у него охоту учиться. Именно от учителя начальных классов зависит, будет ли маленький школьник верить в себя или станет смиренным обладателем «средних» способностей, будет ли класс по-настоящему дружным, не появятся ли в коллективе «любимчики» и «изгои».
Конечно, родители это прекрасно понимают, а потому стремятся поручить обучение своих детей самым лучшим педагогам. Но, как известно, учителей, выбравших профессию по призванию, не так много, и «самых лучших» на всех желающих просто не хватает. Вот и получается, что кому-то с первым педагогом везет больше, а кому-то меньше. Хорошие учителя навсегда остаются в памяти, плохие – надолго оставляют в ней психологические «занозы», равнодушные – стираются из нее часто вместе с данными ими знаниями.
Про свою первую учительницу я могу сказать коротко – это был педагог от Бога! То же самое, а я в этом уверен на все сто процентов, о ней скажут и те из моих одноклассников, с кем я общаюсь до сих пор, а их девять человек.
А зовут нашего первого педагога (она, хоть и в очень преклонном возрасте, но, слава Богу, жива) Зоя Григорьевна Ахадова. И не зря все мы, ученики 1 «а» класса 3-й махачкалинской школы, полюбили ее сразу, как только увидели, и не просто полюбили. Для многих из нас она была как вторая мать.
По-другому и быть не могло. Было послевоенное время — когда все половинчатое исключалось как таковое. Махачкала в те годы являлась маленьким провинциальным городишком с населением чуть более пятидесяти тысяч человек. По периметру он заканчивался: на западе – 10-й колонией (сегодня на этом месте находится стадион «Труд»), на юго-западе – нефтяными качалками, ныне здесь завод «Дагэлектромаш», на юге – местом, где сейчас расположен отель «Порт-Петровск». Там был поворот, который существует и сегодня. Он вел к мясокомбинату, единственному объекту, из-за которого, по сути, в тот район, то бишь поселок Редукторный, и был проложен маршрут автобуса №11.
На севере город заканчивался русским кладбищем и вузовским озером. Дальше была пустошь, и лишь пройдя несколько километров, на спуске (по ул. М. Гаджиева, в районе «семи ветров») появлялись редкие саманные постройки. Это было начало Махачкалы–1, или, как говорили проводники поездов, Махачкала–сортировочная.
Четвертой же стороной города было море.
Специалисты стали приезжать в Дагестан с начала 30-х годов. Во время войны это были эвакуированные театры, московский цирк на Цветном бульваре, медсанбаты, институты с профессурой и учителями. Сразу после войны и где-то до середины шестидесятых годов прошлого века со всего Советского Союза в Дагестан посылали разных специалистов уже по направлению. Так что учителя, как и врачи, почти все были приезжими, и почти все были русскими по национальности.
Но наша Зоя Григорьевна из местных. Высокая и статная русская красавица. Шикарная женщина, в том смысле, когда это не соотношение веса и роста, а соотношение интеллекта, вкуса и уверенности в себе. Мы, дети, первоклашки, без преувеличения гордились ею. Такой красавицы–педагога больше не было ни у кого. Естественно, и она любила нас, но была строга и требовательна.
Первоклашек, как, впрочем, и учащихся 2 — 3 классов, как правило, встречают из школы родные. В то время, в принципе, можно было обойтись и без этой предосторожности. Если бы даже ребенок заблудился, а такие случаи были не редки, его без труда провожали домой совсем посторонние люди, достаточно ему было знать какой-то маломальский ориентир. Этому учили родители. Но дело в том, что школ в Махачкале было раз-два и обчелся. Потому, к примеру, в нашу 3-ю школу ходили те, кто жил «на семи ветрах». (Это позже построили школу №33). А это, согласитесь, для ребенка немалый путь.
Когда родители по каким-то объективным причинам задерживались на работе, Зоя Григорьевна забирала детей к себе домой. Почти весь класс, а некоторые и по нескольку раз переночевали у нее дома. И это при том, что старшие ее дети, Аскер и Светлана, были нашими ровесниками. Представляете, что мы устраивали в их доме? Благо и дядя Алик, к сожалению, теперь уже покойный, супруг нашего учителя, был добрый и веселый дядька, который в детях души не чаял.
Здесь следует добавить, что ни один из трех детей Зои Григорьевны не учился в той школе, где преподавала мама. Для нее это был принципиальный момент. Она во всем следовала одной ей известной системе.
Уже десятилетия спустя, вспоминая свои школьные годы, я понял, что иначе и быть не могло. Почти все мы росли на улице и почти все без отцов. Матери, опять-таки, почти все работали на двух ставках. Где уж тут выкроить время для воспитания? Ремень — вот и весь воспитательный набор в арсенале матерей.
Это прекрасно понимала наша несравненная Зоя Григорьевна, а потому и заменяла нам матерей, пока те зарабатывали на хлеб насущный, и спуску не давала никому. Для нее не существовало любимчиков. Все были равны. Бывало так, что мы, пацаны, дрались класс на класс, школа на школу, улица на улицу. Иди попробуй с такими справься! А ведь нас, пацанов, в классе было около двадцати человек. Но она справлялась, дай Бог каждому.
Как бы это ни звучало для меня печально, но из всего нашего класса один я оказался как отрезанный ломоть. Но это не вина Зои Григорьевны. Начиная с шестого класса, когда уже по каждому предмету был отдельный учитель, меня исключили из школы, не задержался и в следующей, в конце концов в 7 классе поместили в ДВК (детская воспитательная колония) в Каспийске, откуда и началась моя черная полоса длиной в 27 лет.
Зато каких прекрасных учеников воспитал наш учитель. Я смело отдаю пальму первенства в нашем воспитании именно Зое Григорьевне, потому что знаю наверняка, что это так. Я, хоть и не часто, но встречаюсь со школьными друзьями. Последний раз это было совсем недавно, на книжной ярмарке в Москве в начале сентября. После презентации моей новой книги. На фуршете по окончании торжества присутствовали четверо учеников Зои Григорьевны: проректор МИИТ Игорь Затекин, профессор МГУ Рафаэль Чолакян, полковник ГРУ Гарик Решетников и я. Несколько тостов мы подняли за нашего несравненного педагога.
Увы, к нашему стыду, встречаясь иногда в Махачкале, мы никак не можем попасть к ней домой, чтобы выразить всю глубину уважения той, которая когда-то вселила в нас теплоту, доброту и благородство. То Зоя Григорьевна больна, то еще что-то. В общем, не получается.
И вот я решил, что в День учителя напишу статью с тем, чтобы поздравить нашего несравненного педагога с ее профессиональным праздником. Не знаю, как у меня это получилось, зато уверенно заявляю, что в эту статью я вложил частицу души.
Уважаемая и любимая наша Зоя Григорьевна! Пользуясь случаем, поздравляем вас, а в вашем лице — всех достойных педагогов со Всемирным днем учителя! От всей души желаем здоровья, здоровья и еще раз здоровья. А еще лучше — живите вечно!!! Всегда помнящие и любящие вас ученики махачкалинской школы №3 Рафаэль Чолакян, Гарик Решетников, Инна Омарова, Николай Заинков, Евгения Исабекова, Вячеслав Бочаров, Игорь Затекин, Заур Зугумов.
Заур Зугумов