Пролетел сентябрь. Первый месяц осени. Первый месяц учебы после летних каникул. В этом учебном году Муминат Багомедовна Муртазаева в 15-й раз встречала первоклашек как директор махачкалинского МОУ «Гимназия №13», руководитель одной из ведущих школ города с углубленным изучением иностранных языков. Она заслуженный учитель школ РФ и РД, кандидат педагогических наук, ей, как лучшему педагогу, присвоено почетное звание Международного общественного жюри «Рыцарь Гуманной Педагогики». Золотой значок этого жюри ей вручал известный педагог Шалва Амонашвили. С ней наша беседа.
— Муминат Багомедовна, школа — важная ступень в формировании личности, в развитии всего того лучшего, что заложено природой в ребенке. Миссия школы очень важна, не так ли?
— Полностью с вами согласна. На нас возложена огромная ответственность — подготовить ребенка к самостоятельной взрослой жизни, правильно ориентировать его в выборе будущей профессии, будущего жизненного пути. Во всем мире идет поступательное движение от общества индустриального к обществу информационному. Будет ли это достигнуто, зависит прежде всего от образования, которое формирует общество: его ценности, цели, духовный и творческий потенциал. Для этого принципиально должен измениться взгляд на образование: не овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности.
— Но ведь раньше приоритетным было именно обучение, то есть овладение определенной системой знаний. А воспитание было направлено прежде всего на создание дисциплины, формирование психологии подчинения большинству.
— Вы правы. Сложившаяся в 20 веке система образования была нацелена на обучение, а не на воспитание, на "образование ума", а не на "образование души". К сожалению, следует отметить тот факт, что в основном еще и сегодня в процессе обучения превалируют образовательные цели, то есть учащийся получает определенные умения, навыки, имеет багаж знаний, но при этом он совершенно оторван от реальной жизни общества, не является носителем ценностей этого общества. Даже беглый взгляд на наш быт и наше бытие, не говоря уже о социологических исследованиях, свидетельствует о приземленности современного человека, стандартизации его мышления и поведения, примитивном развитии духовных потребностей и эстетических чувств, ориентации многих людей на убогую молодежную субкультуру. Появился массовый тип человека, переступающего через моральные нормы, не знающего ответственности перед настоящим и будущим, перед людьми и совестью, неудержимо стремящийся к комфорту, власти, обладанию. Это во многом объясняется тем, что в конце XX в. произошел разрыв между культурой и образованием, "распалась связующая нить" между традициями, людьми, эпохами.
Поэтому появилась актуальнейшая, острейшая необходимость построения учебной и воспитательной работы на совершенно иной основе. Д. И. Писарев отмечал: «Уважайте в себе и в других человеческую личность. Уважение личности ученика — основополагающий принцип гуманизации образования и воспитания».
До сих пор в большинстве педагогических коллективов приоритет отдается обучению. Овладение учащимися знаниями, умениями, навыками является первостепенной целью. Так утверждают многие. Но это глубокое заблуждение, поскольку это не определяет духовность человека. По мнению ряда исследователей (Ш. Амонашвили, Е. Бондаревская, К. Гавриловец) знания могут облагораживать человека только при условии усвоения их сердцем и душой. "Знание действительно есть сила, но добрая или злая — это будет зависеть от сердца и духовности человека" (Ш. Амонашвили).
Знания и умения — не цель, а средство воспитания и развития личности ребенка. Мы не умаляем важности приобретения знаний и умений, а считаем их необходимыми для становления личности школьника и раскрытия его индивидуальных способностей.
— И как же реализовать это на практике? Как достичь этого?
— Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов на августовском педсовете 2014 г. поставил перед образованием конкретные задачи, обозначив наиболее важные ориентиры, в частности, он сказал: «Образование — великое дело. Но образование должно сочетаться с воспитанием… Культура состоится тогда, когда состоится истина, когда будут добро, любовь, красота… школа должна решать главную задачу — приобщение к духовным идеалам…»
Основываясь на этом, мы и строим концепцию развития нашей гимназии. С 2002 года в нашей гимназии проводился эксперимент, а в настоящее время она является единственной базовой школой в Махачкале по внедрению принципов гуманной педагогики в учебный и воспитательный процесс. Целью внедрения данного эксперимента является гуманизация учебного процесса в условиях многонациональной республики, воспитание личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
В ходе работы мы адаптировали к условиям гимназии основные идеи и принципы гуманно-личностной педагогики, изложенные в трактате Ш. А. Амонашвили "Школа жизни". Установление отношений сотрудничества, взаимодействия, создание атмосферы сотворчества, опоры на успех является лейтмотивом всех занятий в нашей многонациональной гимназии, как общем доме мудрости народов.
В учебных предметах мы выделяем и выдвигаем на первый план человековедческий материал. Научная истина должна стать средством, помогающим учащемуся понять самого себя, мотивы своего поведения; формировать гуманистическое, созидательное отношение к окружающим; проектировать свою физическую, интеллектуальную, нравственную, духовную жизнь.
Мы учим детей, а через них и родителей, любить родной край, город, природу. Все самое лучшее, что заложено в природе человека, получает стимул для развития и реализации. Главное, что привлекает в гуманной педагогике, — идеи единения. Представители разных народов и специализаций начинают слышать друг друга, делиться образами прекрасного, ведь красота, искусство не оставляют равнодушными никого, кто беспокоится за судьбу молодежи, малой и большой родины. Важно, что у детей, творчески впитавших и осознавших красоту природы и людей родного края, будет экологически развитое этническое сознание и открытость души в отношениях с другими народами.
Внедрение гуманистических начал в педагогический процесс, иными словами гуманизация школы, предполагает, с одной стороны, рассматривание человеческой истории, человеческой культуры как развитие духовности, которое должно предстать перед обучаемым в виде взлетов и заблуждений людей в их неустанном стремлении к добру, истине, красоте — человечности. С другой стороны, гуманизация — это "очеловечивание" всего процесса обучения и воспитания, формирование в растущем человеке чувства собственного достоинства, самоуважения, а вместе с тем и альтруизма, превращение его в равноправный субъект обучения, воспитание в нем творца, который творит себя и созидает мир.
Каждый ребенок — это особый мир. У одного он вмещает звездное небо, синие дали, утреннюю росу… У другого — тайны времен, третий увлечен языками цифр и компьютера. И так до бесконечности. Но каждый из них нуждается в совершенствовании и развитии.
— Но почему же тогда многие дети теряют интерес к учению?
— На мой взгляд, дело в том, что ребенок, загнанный в строгие рамки стандартов и требований, перестает видеть конечную цель своего образования. Согласитесь, что зачастую школа представляется лишь как необходимая ступень к дальнейшему (лучше всего — высшему) образованию и обретению престижной профессии (выбор которой определяют родители).
Вопрос, чему и как учить в школе, по-видимому, всегда будет принадлежать к числу вечных проблем, которые постоянно возникают даже после того, как найдено решение, лучшее по сравнению с предыдущим. И это неизбежно, поскольку непрерывно пополняются наши теоретические знания и научные подходы к объяснению окружающих нас явлений, поскольку меняется социально-экономическая ситуация в стране, поскольку изменяется уровень требований к школе со стороны личности, общества и государства.
— Новый учебный год начался. Что вы хотели бы пожелать ученикам и учителям?
— Учитель, даже с большой буквы, не исправит человечество. Но, воспитывая в ребенке личность, он даст шанс ученику состояться как человеку, способному противостоять отупляющей суете и пошлости.
Важно донести до ученика, что смысл жизни — стать необходимым миру и себе. А если мы хотим служить ближним и самим себе, то по отношению к ближним нам нужно иметь нравственность, а по отношению к себе — знания. Иметь знания для того, чтобы понимать окружающий мир и себя. Чтобы жить в согласии с природой и самим собой. Уметь адаптироваться к изменяющимся условиям. Никогда не приходить в отчаяние. Не нарушать законов природы. Стремиться к гармонии. Заботясь о развитии душевных качеств, человек сможет достойно выйти из любой ситуации. Достижения этих целей я желаю всем — и детям, и педагогам.
Ибрагим Гасангусейнов