“Потребность образования лежит в каждом человеке”, – говорил великий русский классик Лев Толстой, считавший, что хорошее образование необходимо нам всем как воздух для дыхания. По сути, каждый человек должен учиться всю жизнь, а что уж говорить о педагогах.
5 октября – Всемирный день учителя. Это день не просто одной из профессий, а одной из самых древних и нужных. Ведь именно Учитель – та отправная точка, с которой начинается жизненный путь каждого человека, его вовлечение в общество.
Например, как директор махачкалинской гимназии №33 Байтуллах Магомедрасулович Джамалов. В его случае выбор профессии не был обусловлен семейной традицией или чьим-то советом, это был выбор по собственному желанию, о котором ему еще ни разу не пришлось пожалеть. Байтуллах Магомедрасулович никуда от учительской работы не уходил, даже когда была такая возможность. В этом году его педагогический стаж составит 30 лет.
— Скоро наступит профессиональный праздник для всех педагогов и работников образования. Но в последнее время часто приходится слышать, что престиж учителя в обществе упал. Согласны ли вы с этим?
— Я бы, наверное, не так поставил вопрос. Престиж образованного человека упал. Фундамент, базовое образование дает учитель, значит, к нему должно быть пристальное внимание со стороны государства, во всех сферах деятельности. А этого внимания не хватает сегодня, вот поэтому мы сталкиваемся с проблемами, которые возникают в подростковой, студенческой, молодежной среде.
И когда говорят о том, что престиж учителя упал, обычно предполагают только школьного учителя, что тоже, на мой взгляд, неверно. Преподаватель колледжа — он ведь тоже учитель. Преподаватель вуза — тоже учитель. Мы все в одной упряжке работаем, наше дело направлено на то, чтобы формировать всесторонне развитую личность. Но когда слышу, что доктор наук университета получает наравне с учителем средней школы — я не знаю, насколько это соответствует действительности, но так не должно быть. Оплату нужно производить по уровню и объему работы. В нашей стране улучшение в этом плане идет, но, к сожалению, медленным ходом – мне так кажется.
Учитель всегда был одной из мощных основ благополучия страны. Потому что именно на его плечах лежит ответственность по воспитанию молодежи, подрастающего поколения. Он знает все надежды и чаяния детей, знает, где, как и чем живет каждый ребенок. И если бы в осуществлении этой задачи оказывалась помощь не просто на словах или бумаге, а реальная, действенная, на деле – было бы неплохо.
— Кстати, насчет образования. Многие сейчас говорят, что школа должна только учить…
— Ну, тем, кто так говорит, желательно заглянуть в Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации». Там во втором пункте четко и ясно указано: «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения».
Я в коллективе так говорю: учите – воспитываете, воспитываете – учите. Мы даже стараемся воспитать родителей через наших учеников. Тяжело, но приходится так работать. Дело в том, что многие родители сейчас тоже «дипломированные», так скажем. Последние 10 лет в вузы поступали все, причем не на технические специальности, а гуманитарные. В итоге получили массу людей с дипломом в руках и без работы. Простейший пример: опаздывать на занятия нельзя, это всем известно. Родители на вопрос, почему ребенок не пришел вовремя на занятия, порой говорят «мы проспали». Разве это нормальный ответ?
Так что люди, которые ставят таким образом вопрос, ошибаются. Школа как раз-таки занимается и воспитанием, и обучением. Конечно, здесь есть свои нюансы. Потому что, к примеру, при перегруженности школы поспевать и за учебным, и за воспитательным процессом нелегко, но, тем не менее, мы делаем всё, что от нас требуется.
— Споры вокруг ЕГЭ до сих пор не утихают. Вот вы, как руководитель, как считаете – чего больше принесла эта система, плюсов или минусов?
— Сама идея ЕГЭ – замечательная. Но только если ее четко придерживаться и проводить на честной, прозрачной основе. ЕГЭ особенно хорош в дисциплинах естественного и физико-математического цикла: физика, химия, биология, алгебра. А вот по гуманитарным предметам, я считаю, нужно немного по-иному сформировать вопросы, чтобы у учителя была возможность оценить его словарный запас, умение внятно и ярко выражать свои мысли, его воображение и так далее.
А в общем, меня этот экзамен – его концепция, более чем устраивает. Однако большинство из нас, старших, делает все, чтобы дети НЕ учились. Нельзя так.
— Насколько мне известно, в декабре этого года ученики 11 класса будут писать сочинение…
— Да, оно фактически будет являться допуском к итоговой аттестации. Школьники сдают его и получают зачет или незачет. Все темы будут касаться произведений русской и зарубежной литературы. Если школьник в декабре получил за сочинение "незачет", у него будет возможность повторной сдачи в феврале и апреле-мае. Затем все сочинения соберут в единую базу данных, и вузы смогут учитывать их при зачислении. Рассматривать или нет сочинение — решают сейчас сами вузы.
— Не ограничивает ли это способности некоторых учеников? Например, у тех, кто больше тяготеет к точным наукам? Допустим, тяготеет школьник к физике, ему не нужны гуманитарные знания, он собирается поступать на физмат?
— В любом случае, любой специалист должен обладать хотя бы базовыми, первичными знаниями из других областей, в этом и заключается грамотность. Никто не говорит, что человек, который решил поступать на математический факультет, должен проштудировать подробную биографию всех писателей до мельчайших деталей или разбираться в ямбах и хореях. Но умение правильно и красиво излагать свою точку зрения необходимо вырабатывать всем. Просто хотят вернуть тягу к знаниям, хотят, чтобы дети рассуждали – что в этом плохого?
— Как вы оцениваете развитие СПО в стране на сегодня?
— Ни для кого не секрет, что в последние годы сложилась такая ситуация, когда абитуриенты в массовом количестве поступают в университеты. Причем заядлые троечники часто попадали в самые престижные вузы. По-моему, сейчас государство хочет исправить эту ситуацию, потому что мы видим, что стало больше внимания уделяться колледжам, техникумам, ПТУ. Ну не может быть такого количества студентов в высших учебных заведениях, не у всех есть способности там учиться. Не могут 100% выпускников школ быть учеными. Ведь не бывает в одной школе 5 директоров. Не бывает в одной стране 10 президентов. А те, кто потянет вузовскую программу, должен получить готовую профессию, чтобы была возможность зарабатывать на жизнь своими руками. Поэтому – да, учреждения СПО крайне важны и нужны.
Это одна сторона – хорошо, что государство стало возрождать СПО. Но теперь ему нужно подумать о том, чтобы создать рабочие места. Ведь если у человека нет возможности реализовать свои навыки и умения, без разницы, кто он – экономист или слесарь, то он будет искать другие способы прокормить себя и семью. И часто это незаконные способы, если не преступные.
— Что бы вы пожелали нашим читателям?
— Желаю никогда не терять надежду на лучшее, доброе будущее. Хочу, чтобы молодое поколение росло здоровым — и в физическом, и в моральном плане, чтобы в Дагестане царил мир и спокойствие, чтобы каждому его жителю сопутствовала удача.
Асият Ибрагимова