Порой, чтобы лучше понимать действительность, нужно устраивать экскурс в прошлое. Вот и в эти празднично-выходные дни такой случай представился. По ТВ посмотрела старый советский фильм о Кавказе аж 1975 года – «Всадник с молнией в руке» первого балкарского режиссера Хасана Хажкасимова.
Кино, пусть и не сразу, но стало его профессией – выпускник Северо-Осетинского сельскохозяйственного института, почвовед Хажкасимов поступил на курс легендарного Михаила Ромма и Александра Столпера во ВГИК. И прижился на почве кинематографа.
Сценарий героической картины «Всадник с молнией в руке» о комсомолке и геологе Вере Флёровой, открывшей на Кавказе знаменитое Тырныаузское месторождение вольфрама и молибдена, написали Юлий Дунский и Валерий Фрид. Вера погибла в горах, возвращаясь с маршрута, но ее светлые чаяния сбылись: в этих местах появился город, шахты и инфраструктура.
Меня фильм поразил тем, насколько сложно было в так называемую «первую пятилетку» налаживать советскую власть на Кавказе, ведь энтузиастам приходилось сталкиваться с непониманием местных жителей и быть прямыми свидетелями горских обычаев. Тут и удивительное гостеприимство, и особое отношение к девушке (между героиней и кузнецом, ночующими в горах, лежал кинжал – знак чистоты их отношений), и традиционные свадьбы.
Главная героиня Наташа и ее помощник в экспедиции, балкарский кузнец Альберт, влюбляются друг в друга, но свято чтут местные традиции. Автор обрывает несколько эпизодных линий, заставляя зрителя поразмышлять. И вот, как пример, разговор: «А ты бы могла полюбить того, чего не знаешь: чужую кровь, чужой язык?» – «Я полюбила, я давно люблю».
Девушка нашла месторождения, но погибла под камнепадом, оставаясь честной и верной принципам комсомола всю свою жизнь.
А поколения сменялись, жизнь продолжается. В этих местах в Кабардино-Балкарии, в Тырныаузе, стоит памятник отважной девушке-геологу.
Мария Малова