Город таксиста — это не деревья, дороги, дома или что вы себе там представляете. Его город разделен на условные квадраты. И у каждого он свой. Если водитель едет долго, значит, вы у него не один и он разрывается.
Первый заказ
Восемь утра, час пик: все отправляются в школы, садики, на работы. Мы c таксистом Шамилем принимаем заказы. Расстояние от места, где мы стоим, до клиента (2 км 208 метров) не оплачивается. Первые 15 минут ждем бесплатно. А потом каждая минута — 4 рубля 50 копеек.
«На троллейбусном кольце — четыре машины и 20 заказов, в «первухе» — две машины, 17 заказов. Не успеваем», — говорит мне Шамиль. И выбирает улицу Мурсалова — она нам ближе.
Работает Шамиль в такси с 2011 года. За это время научился экономить время, выезжает, когда в городе меньше пробок. На «волшебную» кнопку, которая оповещает диспетчера, что он на месте, нажимает заранее, чтобы сократить время ожидания клиента, который будет выходить 2-3 минуты.
«Пока город хорошо не знал, я этого не делал, а теперь знаю великолепно. Семендер не знаю и знать не хочу. Еду туда, только если клиент скажет».
Первый заказ в такси Шамиль получил на Хутинаева, 40, недалеко от своего дома. Но раньше о такой улице в Махачкале он не слышал.
«Не понимал работу, пока город хорошо не знал. Сейчас каждый переулок знаю. Да, я городской, родился здесь, просто не обращал внимания, мне было неинтересно».
По образованию Шамиль историк. У него была «престижная работа, хорошая зарплата» (не учитель), а потом, как только он ее потерял — полтора года стресса. Он искал новую работу, а нашел себя.
«Здесь много интересного: ты и психолог, и философ одновременно. Люди в основном положительные. Кто не берет сдачи, компенсирует тех, у кого мелочи не хватает. Есть водители, которые за 10-20 рублей начинают воевать. Требуют от клиентов полную оплату, но когда клиенты им оставляют, почему-то не заставляют забирать свои деньги. Делают вид, что никак мелочь найти не могут. Я им так и говорю».
По окончании университета он работал учителем в школе № 2. В 30 лет устроился на работу в другой сфере, где была хорошая зарплата, но…
«Доверился людям, потом они меня подвели. Остался ни с чем, — без деталей рассказывает Шамиль. — Как я вышел из ситуации? Пил водку. Я никогда не думал, что со мной такое случится — что меня так кинут. Хорошо, что дом отцовский остался. И жена поддержала морально. Если бы начала пилить, не знаю, что было бы».
В такси нет начальства, никто не говорит: «Шамиль, почему небритый пришел, почему опоздал на работу?»
«Что я нашел в своей работе? Заработок — это раз: я зарабатываю от 50 000 и выше в месяц. Работаю 8 часов в сутки, если заработаю 1500, мне хватает. Но есть ребята, которые и до 100 штук зарабатывают, есть и меньше. Во-вторых, я не хочу, чтобы надо мной было начальство».
Ложный вызов
В девять утра движение в городе начинает спадать, на троллейбусном кольце 14 машин. Доезжаем до пункта назначения и подтверждаем заказ. На экране: номер клиента и 10 минут, за которые он должен подойти.
«Мы еще не подъехали, но я уже нажал, рассчитываю на это время, клиенту нужна минута в любом случае, чтобы выйти, он с сумками, пакетами. Я знаю, что мы через минуту будем, хотя, по идее, должен был нажать только сейчас», — объясняет.
Шамилю есть чем заняться, пока клиент задерживается. Он уходит на рубеж XVIII-XIX веков. Для него выход клиента — это всегда сюрприз. Сам Шамиль — в Испании, в королевской семье Карлоса IV и его жены Марии-Луизы.
«Не беспокоюсь о них, долго выходят — недолго, что они там делают. Иногда хочу даже, чтобы вообще не выходили. А я тем временем читаю Франциско Гойю. У друзей дома хорошие библиотеки. Беру по две книги. Одна в багажнике, которую я прочитал, вторая — на панели. Дома не читаю».
Если через семь минут клиент не выходит, диспетчеры звонят клиентам и торопят их.
«Раз они не торопят, мы с вами нажимаем на шаблоны: «Поторопите, пожалуйста, наших клиентов, не выходят». Сообщение ушло к девочкам, они должны отреагировать. А почему не выходит клиент? Не ожидал, что мы так быстро подъедем».
Или вовсе передумал. И не берет телефон. На водительском сленге таксист в таком случае «получает чайник».
«А вот сейчас, скажу честно, водитель начинает материться. Нам еще закинули заказ вне очереди, а бывает, таксист ждет, пока до него дойдет очередь, он едет на этот заказ, но клиент не поднимает трубочку. Мы сейчас, Патя, с тобой получаем чайник — то есть ложный вызов. По идее, клиент должен был, по условиям фирмы, заплатить 50 рублей».
На троллейбусном кольце 24 машины. Когда водитель получает чайник, заказ дается вне очереди. Мы попадаем на Энгельса, 11. Клиент до аэропорта.
— Едем по новой или старой трассе?
— По новой, — отвечает парень.
— Желательно спрашивать об этом. Чтобы претензий не было, — объясняет Шамиль.
Подъезжаем к нужному адресу, нажимаем на «стоп». Стоимость поездки составила 290 рублей.
«10 рублей надо вернуть обязательно, вот он их не берет, оставляет нам чаевые. А было 1000 рублей, я заранее подготовил сдачи. Он не обмолвился с нами, что у него крупная купюра, но и не обязан это делать. Если 5000 купюра, клиент должен сам побеспокоиться. А за 500 и 1000, по условиям фирмы, отвечает водитель. Не отвечает? Отвозит клиента бесплатно. Если тот, конечно, не скажет: «Брат, я тебе потом закину на счет». И не закинет, как правило.
Я всегда подстраховываюсь, собираю мелкие деньги у жены, детей. А некоторые водители берут 150 и говорят, что сдачи нет. В таком случае возьми 100 рублей, себе в убыток делай, а не клиенту».
«Трасса — монотонная»
— В городе большие проблемы из-за пробок. Выезжаю в 6 часов, езжу до 10-11, в обед и вечером пробки, в это время я не работаю. Деньги идут от расстояния, которое проехал, а не от того, что ты в пробке стоишь.
Еще проблема — это детские кресла. У каждого таксиста по одному удерживающему средству, но оставить женщину с тремя детьми мы же не можем. Когда спрашивали у клиентов, сколько детей, а их, как правило, было много, водители просто не брали заказы. Гаишники говорят: вот у вас ребенок без удерживающего средства — 3000 рублей штраф. Водители не в состоянии оплачивать такие штрафы.
Это москвичи в Госдуме придумали ситуацию, у них сидит отец, мать и ребенок один, а у нас, в Дагестане, женщина выходит с четырьмя детьми.
Я живу в центре города, поэтому обедать еду домой. Есть водители, которые приезжают из Буйнакска, Изберга, Карабудахкента, разных поселков, они как-то обедают, может, всухомятку, может, еще где-то. Я — человек немолодой, мне 45 лет, часа 4-5 поработаю, и иду домой, чтобы отдохнуть часик-другой.
В разные города заказы приходят. Но я не любитель всего этого. Мне нравится работать по городу, трасса меня чуть-чуть утомляет. Наша молодежь буквально фанатеет от загородных заказов, они хотят эту трассу, а она монотонная. Едешь часами в одну сторону и так же обратно. А в городе отвез одного, другого посадил, третьего, четвертого, там-тут. А еще, будучи на трассе, я не хочу залезать под капот, если машина сломалась. В городе закрыл машину, позвонил куда надо, приехали люди, сел в троллейбус и поехал домой. На трассе холодно, голодно, снег, дождь, ветер, где мне помощь искать? Я даже в Буйнакск не еду.
«Таксичный труд — он нелегкий»
– Однажды водитель с окровавленным пальцем пришел – пассажирка укусила. А что он сделал? «Ничего не успел сделать, она сразу начала орать». Драка у них получилась из-за простой ситуации. Она стояла в последнем подъезде, а назвала первый и, естественно, его не видела, о чем сразу сообщила. Подъезды в городе расположены слева направо, многие люди не думают об этом. Женщины, как правило, не запоминают номер машины, не запоминают ничего, они ищут инстинктивно шашки.
Таксист не Дед Мороз, погоду не меняет. А у каждого клиента свой характер. Например, может сказать: «Я тороплюсь, гоните машину». А как он может гнать машину, когда есть правила дорожного движения и другие участники дорожного движения? Но бывает и клиент, и водитель готовы глотки друг другу порвать.
Попался мне подвыпивший человек, провоцировал, говорил, что не будет платить, я сказал: «Хорошо, не плати». Драться с очень пьяным человеком за 200-300 рублей не стоит. Я — взрослый, он — очень пьяный, на следующее утро он наш разговор и не вспомнил бы.
А был водитель, который привез пассажирку домой, абсолютно забыв о ее существовании. Как в анекдоте. Кажется, и она забыла о своем существовании, скромно, молча сидела. Он поехал к себе домой. Когда уже подъехал к воротам и они стали открываться, пассажирка говорит: «Куда вы едете?» Таксист ей в ответ: «А что вы здесь делаете?» Она: «Как что? Я ваша клиентка». Он: «Елки, а куда мы ехали?»
Женщина была. Ленина, 117, дом рядом с агентством «Аэрофлота», прошло несколько лет, а я эту женщину и адрес помню. Она проехала буквально километр в районе Батырая, зашла в частный дом, ее не было четыре часа. Я уже звоню диспетчерам и ей, она говорит — сидите и ожидайте. А минута ожидания — 4 рубля. Почти 600-700 рублей вышло, она могла со мной приехать в одну точку, а потом вызвать другого. Потом мне объяснили, она не хочет вторично вызывать машину, ждать и всегда так делает. А мне туалет нужен, извините, я же не рассчитывал.
Голосующих людей не беру, потому что это, как правило, проблемные люди, чаще хотят обмануть. Вот был случай, вышел парень, сказал, вернется, смотрю, а подъезд сквозной. В черном списке нашей фирмы несколько тысяч номеров. Таксичный труд — он нелегкий.
Бывают девочки пьяные вдрабадан, диспетчерам говорят: «Мне нужен водитель, чтобы я могла курить, у него была музыка и машина затемненная». Тогда им отправляют молодого симпатичного водителя. Был случай, когда водитель с девочкой загулял до такой степени, что он на несколько дней попал к ним на дачу. Его искала вся семья. А он с клиентами зажигает.
Заходит женщина и говорит мне: «Салам алейкум». Я ей: «Привет». «Салам» говорят мужчины, зачем вы забираете последнее у мужчин, оставьте хоть «салам алейкум». Шляпы забрали, брюки забрали, костюмы забрали, вы все у нас забрали, Патя. И в мои годы такой религиозности, как сейчас, не было. Утром — в мечеть, вечером — по ресторанам и злачным местам ходят.
Одна хотела отправиться в Сирию. Сидит в машине и плачет. Я поинтересовался, что случилось, она мне: «Меня дома не понимают, я здесь не могу находиться». Поехала на автостанцию, села в автобус. В разговоре выяснил, что она собирается из Москвы лететь в Турцию и оттуда в ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. — «МД»), я попытался переубедить. И понял, что бесполезно. Тогда позвонил знакомому, работнику полиции, который на тот момент оказался в командировке в Ботлихе, он позвонил по телефону куда надо, и ее буквально в автобусе, перед тем как она выехала, задержали и вернули домой.
Патимат Амирбекова
Читайте также:
Увидеть, как водят на Кавказе, — и остаться пешеходом
Поворот не туда. Разговор с махачкалинским таксистом
Павел Яковлев о тренерах, непонятных пенальти и дагестанском такси
Такси на каблуках
Облако папах. Мифы и легенды мальчиков из Нальчика
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta