Наверное, нехорошо использовать в качестве информационного повода календарные даты, но есть один день, который просто нельзя обойти вниманием.
Это 2 декабря — Международный день борьбы за отмену рабства.
Ра́бство (согласно Википедии) — система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. В римском праве под рабством подразумевали «установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе».
Какое отношение эта несправедливая система отношений имеет к нашей славной республике, в которой никогда рабства не было? По крайней мере, так утверждают наши историки и краеведы. Да, были пленники, получаемые в результате ведения нашими героическими предками перманентных военных действий как оборонительного, так и наступательного (набегов) характера. Но в силу особенностей Дагестана, скудности ресурсов горной местности, суровости климата, неэффективности орудий производства, особенностей религии (ислама) и малоземелья вчерашние пленники де-факто становились свободными и постепенно ассимилировались в пестрой массе местных жителей. От этого периода остались только прабабушкины предрассудки, делящие дагестанцев на условно свободных (узденей) и их бывших пленников (къазакъ, лагъ).
Несмотря на этот очевидный факт, нам, дагестанцам, объявили, что мы свободны. От рабства… А кто возражает, тот, значит, не может избавиться от рабской психологии. Но как же так? Мне посчастливилось работать бок о бок с первыми лицами Дагестана. Первый Президент РД Муху Алиев был воспитанником системы, отрицающей эксплуатацию человека человеком. В его окружении рабов замечено не было. Второй Президент Магомедсалам Магомедов тоже был человек весьма продвинутых либеральных взглядов. Рабского отношения к нему со стороны дагестанцев я тоже не наблюдал. В эти периоды свободно выходила оппозиционная пресса, имели место митинги несогласных, голодовки отдельных граждан. Если и были в Дагестане рабы, то это были рабы Аллаха.
Все мы читали в детстве роман Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», направленный против рабовладения в США. В принципе, в них (в Штатах) ничего не изменилось. Поменялись только масштабы. Теперь идет борьба против американского рабства – империализма в границах земного шара. Ведет эту освободительную войну Путин, который, как кажется, забыл, что такое страх. Падение цен на нефть, обвал рубля – это издержки борьбы за свободу. Я чувствую в Дагестане, в России себя свободным. Могу свободно передвигаться, исповедовать религию, выражать, в том числе публично, свое мнение. Я свободен, словно птица в небесах. Я свободен. Я забыл, что значит страх. Я против рабства во всех его проявлениях.