1 августа
Почти сутки в Каспийске вместе с местными волонтерами работают специалисты из поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Десять человек прибыли в Дагестан для поисков пропавшей в воскресенье восьмилетней Калимат Омаровой.
Ребята приехали из Москвы, Ростова-на-Дону, Кирова. В ближайшие дни в Каспийск прибудут еще несколько групп. Координатор поискового отряда Тимур Будагов рассказал «Молодежке», какая работа была проведена в первые сутки пребывания в городе поисковиков.
— Нашей командой с момента прибытия отработано достаточно много всего: городские кварталы, пустыри, «забросы». Это начало пути. Мы будем продолжать работать. Поиски ведутся круглосуточно, — сообщил он. — Самое первое, что было сделано нами, – обращение ко всем волонтерам не забывать про то, что действовать нужно в рамках закона. И не просто в рамках закона. То, каким образом мы действуем, – обратная сторона того, как нам будут в дальнейшем помогать эти же люди. И если к человеку вломились в дом, он вряд ли потом придет на помощь. Если с человеком поговорили, опросили, и все это произошло мирно и спокойно, мы его с высокой долей вероятности на следующий день увидим в штабе поиска. Он будет готов что-то делать.
Работу местных добровольцев Тимур Будагов оценил так:
Не всегда профессионально, много энтузиазма, я надеюсь, что со временем из этого вырастет «взрослый» отряд.
Представитель отряда «Лиза Алерт» заметил: главное, что отличает их работу как профессионалов от «начинающих», — это опыт.
— У нас, в принципе, все то же самое плюс восемь лет опыта и методик, которые мы сами разрабатывали. За это время у нас были тысячи поисков, консультации с психологами, криминалистами. Это постоянно дополняющийся, аккумулирующийся опыт.
Говоря о тактике поисковых работ, координатор отряда рассказал, что все поиски делятся на лесные и городские. И исходя из этого уже вырисовывается план действий.
— Тактика поиска меняется и в зависимости от того, на который день после пропажи начат поиск. Но в городских поисках это не так сильно выражено. Какая работа сложнее? Тяжело сказать. В первую очередь это зависит от психики координатора. Мне лично более простым кажется лесной поиск, он немного понятнее и линейнее, немного меньше переменных, чем в городском. Но интереснее — городские, — отметил Тимур.
Создан оперативный штаб, куда вошли представители полиции, следственного комитета и ребята из отряда «Лиза Алерт».
— Мы достигли общего соглашения с полицией и следственным комитетом. Работаем сообща. Нам нечего делить, мы заняты одним и тем же. Я приятно удивлен работой местной полиции и следственного управления. Розыск пропавших всегда сваливается на полицию и следком, но это далеко не единственная их задача. Даже когда мы говорим о хороших крепких профессионалах, помощь и взгляд со стороны всегда полезны.
С собой «Лиза Алерт» привезла коптеры, навигаторы, фонари, радиостанции.
— По большому счету, это все, наверное, что может в данной ситуации помочь, — добавил координатор.
По оценке Будагова, в последних ночных поисках принимали участие около 400 добровольцев. Но, по его словам, этого недостаточно. Сегодня в воздух были подняты и несколько вертолетов, но результатов это также не принесло.
Во дворе дома, где живет семья девочки, установлена палатка, где приезжие из других городов и районов волонтеры могут перекусить. Еда готовится тут же – в большом казане мужчины варят плов, неподалеку заваривается чай.
— Это все принесли люди, — пояснил один из «поваров».
Помимо волонтеров около дома № 12 на улице Омарова хватает любопытных зевак. Некоторые зачем-то приходят с детьми, которых затем начинают кормить едой, приготовленной для волонтеров. Есть среди праздношатающихся и те, кто приходит, чтобы раздать «рекомендации» волонтерам или просто «обсудить версии».
***
Как нужно действовать в случае пропажи ребенка
Памятка от координатора поискового отряда «Лиза Алерт»
Самый первый момент: никто лучше вас не знает вашего ребенка. Если он всегда возвращается с прогулки в шесть часов, а сейчас 18:30, уже пора побеспокоиться. Если ребенок непоседлив, в любом случае есть какие-то разумные временные рамки. Как только возникло подозрение, что что-то пошло не так, первое, что вы делаете, — обращаетесь в полицию. Это очень распространенное заблуждение, что есть такое правило, обычно оно звучит как «правило трех суток». Этого правила никогда не было. Полиция принимает заявку сразу. От любого человека. Степень родства, дружества и знакомства не важна. Полиция принимает заявку, даже если у вас человек пропал минуту назад. Полиция обязана это делать, и она это делает. В случае, если это не делается, этот вопрос решается системой-112.
Для нас это первый поиск в Дагестане. По тем регионам, где мы уже работаем, определенное количество заявок из системы-112 уходит напрямую к нам. Полиция не имеет никаких возражений, когда им начинают помогать квалифицированные люди.
Еще один маленький, но очень важный момент — то, с чем мы периодически сталкиваемся: когда ребенок пропал, люди не обращаются сразу в полицию, а начинают писать во всякие группы в соцсети «ВКонтакте», в «Ватсапе». Это абсолютно бессмысленные действия и даже вредные. Потому что ничего, кроме паники, они за собой не влекут. Плюс ложная информация.
Когда такая информация долетает до поисково-спасательных групп, часто они дергаются на несуществующие поводы. А если речь идет о ребенке, то, естественно, отодвигаются другие заявки. И эта ложная информация может кому-то дорого стоить в итоге.
Выходить ли самим на поиск? Всегда дома должен кто-то оставаться. Всегда. Потому что часто бывает такая история, когда ребенок нагулялся, вернулся домой, а там никого. Или он попал домой и лег спать. А родители всю ночь бегают его ищут.
И полиция, и следственный комитет, и волонтеры — все захотят пообщаться с родителями, чтобы составить психологический портрет ребенка. Дети разные. Поэтому, если родители не будут бегать по кустам, а будут в доступе – это будет намного удобнее.
Анастасия Расулова
Читайте также:
В Каспийске не теряют надежды найти пропавшую девочку
Корреспондент «Молодежки» приняла участие в поисках вместе с волонтерами
Корреспондент «Молодежки» приняла участие в поисках вместе с волонтерами