Я получила письмо.
«Здравствуйте, Вера Львова (не знаю вашего отчества).
С большим интересом читаю ваши статьи по психологии, поэтому решилась обратиться за советом.
Я не нахожу себе места, сердце мое ноет и болит, а дело в том, что два года назад я по Интернету познакомилась с парнем, который оказался намного меня моложе. Мне уже под сорок лет, но выгляжу я молодой: худенькая, одеваюсь ярко и по-молодёжному. Живу в большом городе, поэтому от сплетен есть возможность оградиться.
Между нами вспыхнула страсть, и мы эти два года встречались часто и празднично. Но я сама настояла на том, чтобы он женился. Годы уходят, я замуж за молодого выходить опасаюсь, а ему надо детей иметь, хорошую семью. Он женился, но меня навещает, хотя не так часто, как прежде.
Я не могу перебороть себя, не могу спокойно пропустить те обстоятельства, которые изменились. Привыкла к тому, что мы были всегда вместе и я занимала в его жизни одно из центральных мест. Он и не отпускает меня, и не может дать мне то внимание, к которому я привыкла и которого хочу.
Как только беру себя в руки, привожу в порядок все свои мысли, чувства, вхожу в ровный темп жизни, как он тут же объявляется, взбудораживает меня всю, а потом опять исчезает, а я остаюсь в том же болезненном состоянии.
Проходит время, перестаю страдать, прихожу в себя, успокаиваюсь, как опять повторяется та же самая ситуация. А просто жить, как будто ничего не случилось, я не могу, не получается, как бы над собой ни работала.
Если бы вы знали, как мне плохоооооооо… Я как будто умираю медленно… Пытаюсь отказаться от отношений с ним, чтобы он жил нормальной семейной жизнью, не раздваиваясь, но у меня это плохо получается. И так стыдно, даже перед собой…»
Стыд. Совесть. Что это такое?
Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Совесть проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний – чувства вины или «угрызения совести», то есть связывает воедино разум и эмоции. Получается следующее: эгоистические действия, приносящие вред ближним, вызывают порицание.
В нашем случае, вроде бы, женщина, любящая молодого человека, не приносит никому вреда, а просто сама себя загоняет в угол и занимается самобичеванием. Жена молодого любовника наверняка ни сном ни духом не в курсе измен мужа. С неё, так сказать, взятки гладки, а вот взрослая женщина уверена в том, что грешит против Всевышнего и против себя. И она права. Ведь необязательно, чтобы тебя бросили в костёр и безумная толпа ревела, требуя твоей смерти. Самое главное в чистке совести — это твоя оценка собственного поведения.
Приведу подобный пример.
В Санкт-Петербурге живет моя знакомая Марина, ей тоже за сорок, и она уже десять лет встречается с женатым мужчиной. Её мать, религиозная женщина, всегда ей внушает, что такой обман не делает ни его, ни её счастливыми. Дескать, это блуд! Самый настоящий!
Но Марина материнские слова отправляет во Вселенную без ответа, уверенная в том, что мать старая и советы её древние, архаичные. Одного она не понимает, что за всё надо платить. И она своим поведением рушит не только свою жизнь, но и судьбу дочери. Её красивая светловолосая дочь в Казани обслуживает богатых дяденек. Когда Марина об этом узнала и попыталась поставить дочь на путь истинный, та ей в лицо бросила, дескать, чья бы корова мычала, а твоя молчала, какой пример ты сама подаёшь другим.
И теперь Марина с дочкой почти враги. И бабушка тоже от них отдалилась, она ничего не хочет о них знать и слышать. Она просто испытывает жуткий стыд. А ведь всё началось с мелочи: совесть дремала, когда надо было блуду сказать «Нет!»
Взрослая жизнь требует от человека исправления ошибок. Самое лучшее, что можно сделать, пока не поздно – это поправить ситуацию на уровне событий. Если исправлять уже поздно, сделать правильные выводы и продолжать жить по совести, учитывая полученный опыт.
Откуда в человеке берётся это самое чувство, называемое совестью?
Зигмунд Фрейд утверждал, что совесть — это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний. Он не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Маленький ребёнок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний. Он может съесть много конфет и при этом не поделиться с близкими. Его обвинят в жадности и в отсутствии совести. Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребёнка. Впоследствии родители, воспитатели, учителя и авторитетные личности призывают ребёнка к моральным ограничениям. Но в человеке есть особая инстанция, называемая «Сверх – Я», являющаяся совестью человека, олицетворяющая собой внутренние запреты и нормы долженствования.
Совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека. Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому «Я» жёсткие требования.
Небольшое отступление. На одной из лекций по психологии я задала вопрос лектору, как он понимает чувство совести? Не задумываясь, он ответил следующее: «К примеру, вам нельзя есть сладкое, но вы очень любите сладкое. Никто вам не может запретить есть эту приятную сладость. Но вы, зная, что это вам вредит, берёте себя в руки и не идёте на поводу своих желаний и пристрастий. Так же вы поступаете и со своей совестью. Ваша совесть прежде всего должна быть чистой перед вами. Только вы одни отвечаете за неё».
Психологи утверждают, что совесть – двойственна. С одной стороны, она выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, её суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, вызвав в организме психическое расстройство.
Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы.
Забегая вперёд, хочу отметить, что письмо сорокалетней женщины было отправлено в два часа ночи.
Эрих Фромм утверждал, что существует авторитарная совесть (родители, церковь, государство, общественное мнение) и гуманистическая. Предписания авторитарной совести определяются повелениями и запретами, заданными авторитетом. Человек старается угодить этому авторитету и страшится его неудовольствия.
Рассматривая природу авторитарной совести, Фромм выделил чистую совесть и виноватую. Чистая совесть – это сознание, что тобой авторитет доволен, а виноватая совесть – это сознание, что он тобой недоволен. Чистая совесть порождает чувство благополучности и безопасности, виноватая совесть – страх и ненадёжность.
Гуманистическая совесть — это собственный, независимый от внешних санкций и поощрений голос человека, — это наша реакция на самих себя.
Пример. Когда я впервые оказалась в Дагестане и взялась снимать фильм, то познакомилась с парнем, студентом актерского факультета университета. Он мне рассказал случай из своей жизни. Ему нравилась однокурсница, он с ней начал дружить. И получилось так, что его телеграммой вызвали в селение к умирающему деду.
Когда через неделю он вернулся в Махачкалу, его друг признался, что целовался с его подружкой. У парня все внутри закипело, но он себя сдержал по той простой причине, что была ураза. Он знал, что все страсти во время религиозного месяца надо утихомирить. Думал разобраться по всей строгости с изменщицей после Уразы-Байрама. Но прошёл месяц, и он изменил своё решение. Когда она сама подошла к нему с вопросом: почему он не отвечает на её звонки, он, удивившись самому себе, спокойно ответил, что она ему больше не интересна.
Я задала парню вопрос: а не мог его друг насплетничать, опозорить порядочную девушку, просто проверить его на вшивость?
В ответ услышала: я несколько раз представлял, как побью её, опозорю на весь университет, но Всевышний дал мне понять, что эта ситуация возникла для того, чтобы я с ней расстался, а ещё для того, чтобы я сохранил в себе чистую совесть. Не впал в ярость, не наделал глупостей. В данном случае я проявил и разум и милость.
Здесь совесть выступила в качестве регулирующего начала человека в отношениях с другим членом общества. Часто совесть является тормозом, который удерживает нас от совершения каких-либо действий, как бы предупреждая о неправомерности, ошибочности и возможных негативных последствий поступка. Степень совестливости можно определить как меру нравственной ответственности перед другими.
Есть также люди, которых мы называем бессовестными. Степень их совестливости равна нулю. К примеру, Адольф Гитлер неоднократно заявлял, что он освободит человечество от этой «унизительной химеры», называемой совестью.
Совесть — это сугубо индивидуальное свойство каждого человека. Она независима от мнения окружающих людей. Кроме совести, имеется другой внутренний механизм, контролирующий наше сознание, это – стыд. С его помощью человек осознаёт, что иногда поступает в противовес общепринятым нормам и законам общежития. В отличие от совести, чувство стыда полностью зависит от мнения окружающих, которые могут осудить любого за нарушение общепринятых норм.
Как ладить со своей совестью?
Совесть – это глаза души человека, особый психологический механизм, который действует внутри нас, сопоставляя и проверяя, соответствуют ли наши действия и поступки долгу. Поэтому поступайте одинаково в отношении разных людей в одинаковой ситуации. Поступайте так, как хотели бы, чтобы другой человек отнёсся к вам в подобном случае.
Жить в гармонии с собой, со своей совестью, постигая тайны жизни – не в этом ли состоит самое большое счастье?
Автору письма, по всей видимости, человеку эмоциональному, чувствительному, совестливому, я советую порвать всякие отношения с несостоявшимся партнёром, попросить мысленно прощения у его жены и обратиться ко Всевышнему с просьбой помочь познакомиться со взрослым, надёжным и состоятельным мужчиной, с которым можно будет до глубокой старости прожить в любви и согласии, не испытывая никаких угрызений совести.
Вера Львова, писатель