Конечно, воспитатель ребенку нужен. Но он должен быть лишь помощником, защитником, советчиком, наконец, образцом для подражания. Но ни в коем случае не надзирателем. Его главная задача – создавать условия для саморазвития ребёнка.
Цветок не надо тянуть за верхушку, пихать и пинать. Его нужно поливать, обогревать и освещать солнцем. Создавать условия, удовлетворяя внутренние нужды и запросы. И тогда растение обычно бывает здоровым, сильным и прекрасным.
Конечная цель воспитательной деятельности педагога – это стать для воспитанника ненужным. Кто сегодня развивает ребёнка – педагог или сам ребёнок развивает себя?
Л. С. Выготский, выдающийся советский педагог и психолог, утверждал, что «…человек, в сущности, воспитывает себя сам. С научной точки зрения, невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». То есть педагог по одному собственному произволу не может сделать ребёнка ни хуже, ни лучше. Он может лишь в некоторой степени создавать условия, чтобы ребёнок сам захотел стать таким, каким бы хотелось педагогу.
Отсюда вопрос: кто такой педагог? Каковы его функции? Педагог – это только помощник, советчик. Если педагог хочет, чтобы его дети были хорошими, необходимо делать всё, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках. По-моему, воспитывать – значит создавать все условия, чтобы дети оставались хорошими. В этом мы должны видеть объективную базу единства воспитателя и воспитанника, условие возникновения той самой «педагогики сотрудничества», к которой нас тщетно призывали «педагоги-новаторы».
Таким образом, я считаю, что надо воспитывать не поведение, а мотивы, т. е. внутреннее намерение, не сознание, а потребностно-мотивационную сферу ребёнка. Нужно искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого.
Воспитывать может только человек органически добрый и великодушный, способный прощать воспитанника, удивляться его успехам и профессионально спокойно встречать неудачи. Воспитывать может только тот, кому дети полностью доверяют, кого искренне уважают.
Любой педагог, который работает с детьми, не имеет права и не должен:
1. Унижать личное достоинство воспитанника.
2. Использовать отметку для наказания ученика, что у нас практикуют многие учителя.
3. Использовать семью для наказания ребёнка.
Родители и учителя – союзники в воспитательной работе. Без семьи это сделать трудно. А иногда и невозможно. Семья – это малый мир. Только в полной семье человек может быть счастлив, обрести мир души, равновесие. Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания учащихся и педагогики. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи воспитания.
Родителям становится сегодня всё труднее в воспитании ребёнка, и они надеются на воспитательную роль школы. Поэтому сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно влечёт за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи. Важно и то, чтобы родители поверили учителю, увидели в нём друга своих детей, и тогда, уверен, успех обеспечен. И связующим звеном между учителем и родителем, я считаю, должен выступать родительский комитет.
Сегодня в научном мире идёт дискуссия: какого выпускника готовить школе – доброго и интеллигентного или жестокого и практичного, способного жить в условиях рыночных отношений. Педагогика обязана быть выше, смотреть дальше, любить человека больше, чем узкопрагматичное общество – ведь она имеет дело с будущим.
Г. Магомедов,
соцпедагог МКОУ «Мококская СОШ»,
с. Мокок Цунтинского района РД