(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)
25 февраля 1943 года бюро обкома обсудило вопрос «О перевалке нефтепродуктов через Махачкалинскую нефтебазу для нужд грозненских нефтеперегонных заводов». Обком обязал в суточный срок осветить головную часть пирса новой нефтегавани. Через два дня в порту было восстановлено навигационное оборудование и усилено освещение, что дало возможность круглосуточного входа и выхода танкеров в нефтегавань. В головной части Северного мола были установлены сигнальные огни для ночной ориентировки судов, заходящих в старый порт.
В нефтегавани Махачкалинского порта заново произвели замеры глубин. Необходимо было знать предельно возможную загрузку крупных танкеров, которые в период военных действий на Северном Кавказе не заходили в Махачкалу. К началу марта 1943 года было восстановлено 3 резервуара Северного мола и к середине апреля 2 резервуара в новой нефтегавани, где создали условия для одновременной выкачки груза из двух крупных танкеров.
«Гвардейцы трудового фронта! Стахановским трудом ковать оружие победы!» — призывает республиканская газета. На Каспии развернулось предмайское социалистическое соревнование. Флотом за февраль и март 1943 года было перевезено 13000 тонн сельскохозяйственных машин. Многие коллективы порта добились хороших показателей в этом соревновании. «Бригада тов. Мехтиева на выгрузке парохода «Ени-Ел» выполнила норму на 160 процентов, а бригада тов. Исаева при обработке парохода «Воровский» выполнила задание на 203 процента. Первое место в соревновании удерживает краснознаменная бригада тов. Мозолевского. Она выполнила мартовский план на 163 процента. За первую же декаду апреля довела выработку до 200 процентов в смену. Это позволило участку в марте и в первой декаде апреля обработать досрочно почти все прибывшие на пристань участка суда», — сообщает «Дагестанская правда».
За успехи в комплексном социалистическом соревновании по итогам 2 квартала 1943 года Наркомат морского флота наградил порт крупной премией. Эти достижения коллектив порта сумел закрепить и в дальнейшие месяцы навигации. С большим подъемом работают экипажи судов «Пионер», «Карл Маркс» и «Москва». Они заключили с портовиками договор на досрочную разгрузку грузов. О том, как проходит соревнование, рассказывает республиканская газета в статье «Ответ делом»: «Августовскую валовую норму первый сухогрузный участок выполнил на 111 процентов. Электромеханические мастерские порта уже к 25 августа выполнили месячный план на 130 процентов. Слесари-стахановцы тт. Шиянов и Хребтов досрочно закончили ремонт автокрана и транспортера. Тов. Шиянов выполнил нормы на 350 процентов. На 304 процента выполнили в августе нормы кузнец и молотобоец тт. Локш и Клемф. Не отстают в работе и новые рабочие. Недавние ученики тт. Нодельман и Занибеков довели выработку до 223 процентов. Таков ответ лучших людей порта на приказы товарища Сталина о новых блестящих победах Красной Армии…»
Наркомат морского флота 8 июня 1943 года установил для порта валовую норму обработки судов в размере 300 тонн на судосутки, а в декабре эту норму подняли до 350 тонн. Тем не менее, коллектив порта и эти повышенные нормы перевыполнял до 133%. За август и сентябрь добился хороших результатов. Порт систематически выполнял валовые нормы обработки судов, превысив среднегодовую норму на 13 процентов.
За 1943 год портом было обработано 194,8 тысяч тонн грузов. Если в прошлые годы в порт прибывали хлопок, хлопковое семя и отправляли из порта муку в мешках, зерно насыпью, то в 1943 году порт перерабатывал в основном импортные грузы: металл, консервы, рельсы и т. д. Не хватало складских помещений для выгрузки и хранения металла, но портовики перевыполняли валовую норму по обработке судов. Отдел механизации порта придумал новые способы и во втором полугодии консервы, муку, рис перерабатывал механизированным способом. Стационарные транспортеры, ранее приспособленные для выгрузки непосредственно из вагонов в суда, теперь приспособили для выгрузки непосредственно из судов в вагоны.
В те дни газета «Дагестанская правда» писала: «Коллектив судоремонтных мастерских Махачкалинского порта своими силами и средствами провел ряд важных мероприятий по подготовке к зимнему судоремонту. В цехах и на ремонтном причале установлен воздухопровод. Теперь котельщики, котлочисты и слесари работают пневматическим инструментом, что значительно ускоряет ремонтные работы… Стахановец-электросварщик Мамедов – участник Всесоюзного социалистического соревнования. Он систематически вырабатывает по две нормы. Вступив в соревнование за достойную встречу 26 годовщины Октября, тов. Мамедов решил трудиться еще напряженнее, каждый день вырабатывать не меньше 2,5 норм».
В марте 1944 года правительство наградило большую группу каспийских моряков орденами и медалями за успешное выполнение заданий по доставке сухих грузов и горючего для нужд фронта и народного хозяйства. Кроме капитанов судов и бригадиров грузчиков, высокими наградами отмечены заслуги начальника Махачкалинского порта А. Данченко и заведующего сельхозотделом Дагобкома ВКП(б) Г. Саенко. Им вручены ордена Трудового Красного Знамени.
Поздравляя каспийских моряков с высокими наградами, заместитель председателя СНК А. Микоян писал: «От всей души поздравляю с высокой правительственной наградой и надеюсь, что и впредь вы будете с честью выполнять задания по перевозке грузов фронту и народному хозяйству».
В 1944 году в Махачкалинском порту открыли школу ФЗО, в которой обучались 300 человек по различным профилям (токари, кочегары, механизаторы, слесари). Несмотря на военные трудности, школе трудового резерва были предоставлены нормальные по тем временам учебные помещения, общежитие, необходимое оборудование.
В течение 1943 — 1945 годов портовики резко повысили качественные показатели переработки грузов механизмами. Так, если в 1943 году механизированным способом перерабатывалось всего 48% грузов, в 1944 году – 57%, то в 1945 году – 65%. За годы войны портовики не только увеличили объем перевалки грузов, но и резко повысили качественные показатели. Если в 1941 году механизированным способом перерабатывалось всего 48 процентов грузов, в 1944-м – 57 процентов, то в 1945-м – 65 процентов. Всего за время войны каспийские моряки и портовики перевезли более 56 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов и 18 миллионов тонн сухогрузов.
На заключительном этапе войны в порту были проведены большие работы по реконструкции и расширению порта. Было завершено строительство причалов на Северном молу, расширены механизированные точки выгрузки зерна, что позволило обрабатывать до 160 вагонов в сутки.
8 октября 1944 года ГКО определило задачи на навигацию 1945 года: максимально использовать для перевозок все плавучие средства и увеличить пропускную способность портов. Кстати, после проведенных работ уже в мае 1945 года механизированная обработка грузов в порту составила 75% от общего объема грузооборота.
С началом навигации 1945 года развернулись капитальные работы по восстановлению флота. По данным «Каспфлота» и Морского Регистра СССР на 1 января 1945 года, для приведения флота в надлежащее техническое состояние требовался ремонт на сумму 95 млн руб. Сюда входили 20 млн руб. на восстановительный ремонт, 65 млн руб. – на капитальный ремонт и 10 млн руб – на средний. Основные элементы судов – главные машины, вспомогательные механизмы, паровые котлы, грузовые устройства – находились в весьма неудовлетворительном состоянии. На восстановление флота требовалось длительное время и полное высвобождение всех судоремонтных заводов бассейна от посторонних работ. Решению задач по увеличению перевозок народнохозяйственных и оборонных грузов, а также по восстановлению транспортного флота и была посвящена деятельность порта на протяжении военных месяцев 1945 года.
За время войны порт подготовил более трех тысяч высококвалифицированных механизаторов, которые по мере мобилизации вливались в ряды сражающейся армии. Многие из них участвовали в разгроме немцев под Москвой, Сталинградом, в освобождении Севастополя и Новороссийска. Портовики показали свою преданность Родине не только героическим трудом, но и своими подвигами на фронте на Кавказе, на Украине, в Белоруссии и при взятии Берлина. Е. Данилевская, М. Кудинов, И. Габиев, Д. Лебедев, К. Сапаров, Н. Харин, Ш. Гасанов, И. Джапаридзе, Г. Максимов и другие – около 200 фронтовиков трудились в порту в послевоенные годы.
(Окончание следует.)
Алик АБДУЛГАМИДОВ,
помощник генерального директора Махачкалинского морского торгового порта