Сейчас в прессе много говорится о трагедии, случившейся с самолетом во Франции. И с каждым днем выясняются все новые подробности, почему это все-таки случилось. Руководители различных авиакомпаний начинают ужесточать правила управления самолетами. Ну, это у них. А как же в нашем королевстве? Оказывается, то же самое.
— 1964 г. 13 апреля — На Главном Кавказском хребте, в районе Кировабада, произошла авиационная катастрофа военно-транспортного «Ан-8» советских ВВС, при этом погибли 6 человек. Экипаж на самолёте «Ан-8» выполнял тренировочный полёт на десантирование. Полёт выполнялся по круговому маршруту Кировабад — Акстафа — Тбилиси — Моздок — Махачкала — мыс Избербаш — Евлах — Герань — Кировабад ночью и в сложных погодных условиях. После прохождения Избербаша и разворота экипаж начал снижение с высоты 5100 до 1500 метров. Через некоторое время летящий в облаках «Ан-8» врезался в заснеженный склон Главного Кавказского хребта у горы Цайлахан (высота 3546 метров), и все находящиеся на борту погибли. К катастрофе привели плохая организация и руководство полётами.
— 1969 г. 10 декабря – Произошла авиакатастрофа под Махачкалой самолёта «Ил-14 П» авиакомпании «Аэрофлот», выполнявшего рейс по маршруту Тбилиси — Махачкала — Астрахань. Вскоре после взлёта самолёт столкнулся со стаей перелётных птиц. Была разрушена кабина экипажа и агрегаты управления, а пилоты выведены из строя. Самолёт потерял управление и упал в Каспийское море. Погибли все 17 человек (в том числе трое детей), находившиеся на борту.
— 1970 г. 22 июня — На горе Гестинкиль, в окрестностях села Усухчай в Докузпаринском районе, потерпел катастрофу самолет «Ан-2» компании «Аэрофлот», в результате погибли 2 человека из 22-х. Самолёт «Ан-2» принадлежал Махачкалинскому авиаотряду Азербайджанского управления гражданской авиации и выполнял рейс из Махачкалы в Ахты с пролётом Дербента. Главной причиной катастрофы является нарушение экипажем правил пилотирования в горной местности и спрямление маршрута полёта на участке Ахты — Дербент.
— 1991 г. 7 ноября — В окрестностях Махачкалы потерпел катастрофу «Як-40» авиаконцерна «Югавиа», в результате чего погиб 51 человек. Самолёт выполнял рейс из Элисты в Махачкалу, и хотя в салоне находилось 32 места, всего на борту находился 51 человек, включая экипаж. Не уменьшая скорости снижения, самолёт врезался в отрог горы Кукурт-Баш (высота 894 м) в 23 километрах западнее Махачкалинского аэропорта, полностью разрушился и загорелся. Все 4 члена экипажа и 47 пассажиров на борту погибли. Катастрофа явилась следствием грубых нарушений персоналом службы Управления воздушного движения и экипажем правил полётов и управления воздушного движения в горной местности, что привело к выполнению снижения самолёта ниже безопасной высоты вне установленной схемы, столкновению с горой и полному разрушению самолёта.
— 2009 г. 15 января — В аэропорту «Уйташ» в Махачкале произошло столкновение двух самолетов «Ил-76». Один военно-транспортный «Ил-76» 675-го авиаполка особого назначения авиации Внутренних войск МВД РФ готовился к взлету, а второй «Ил-76» совершал посадку и, отклонившись от оси посадки, ударил ожидавший взлета самолет крылом по кабине. В результате столкновения кабина стоявшего «Ил-76 МД» разрушилась, из находившихся в самолёте шести членов экипажа погибли четверо (командир воздушного судна подполковник Максим Дубаньков, бортинженер Владимир Князевич, бортрадист Александр Алёхин, борттехник Анатолий Тупицын), двое получили ранения и были позднее доставлены в больницу города Каспийска. Никто из находившихся на борту совершавшего посадку самолёта (6 членов экипажа и 31 пассажир) не пострадал. Материальный ущерб в результате повреждения двух самолетов составил 158,7 млн рублей.
Если анализировать причины этих авиакатастроф, то на первом месте стоят грубые нарушения персоналом службы Управления воздушного движения и экипажами правил проведения полётов. Можно заметить, что 4 из 5 происшествий случились весной, осенью и зимой, когда погода в Дагестане крайне неустойчива.
Подготовила Наталья Табунщикова