Во вторник в «МД» состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции РД Айдемира Алиомарова.
Главный редактор «МД» Абаш Абашилов представил гостя, обозначил тему мероприятия («с вопросами жилищно-коммунального характера мы сталкиваемся практически каждый день») и предоставил слово Айдемиру Шейхмагомедовичу.
— Начну с функций и задач жилищной инспекции. Она осуществляет контроль за качеством предоставления коммунальных услуг, содержанием мест общего пользования, раскрытием информации по управлению дома, проведением капитального ремонта мест общего пользования многоквартирного дома, деятельностью управляющих компаний. Далее готов сказать о том, что вас интересует больше.
Дома и пристройки
— Входит ли в вашу компетенцию тема пристроек к зданиям? Приходилось слышать о том, что в случае подземных толчков эти пристройки в каком-то смысле выполняют роль таранных орудий по отношению к основному зданию.
— Ситуация тут такая. По федеральному законодательству, разрешение на возведение пристроек, на перепланировку помещений дает орган местного самоуправления. Функция жилищной инспекции заключается только в контроле. Желающий провести такую работу должен подготовить проект, обратившись в соответствующую организацию, имеющую лицензию. Если у нас есть информация о таких пристройках (например, от жильцов, юридических лиц или из СМИ), мы выезжаем на место, привлекаем этих людей к административной ответственности.
Расписать вам этот механизм? Мы проверяем сам факт появления пристройки или проведения работ, не соответствующих федеральному законодательству. Инспектор на месте составляет акт, готовит протокол в отношении нарушителя, если есть факт нарушения. Получение разрешения регламентируется 26-й статьей Жилищного кодекса РФ. Эти полномочия закреплены за органом местного самоуправления. Нарушителю выдается предписание, чтобы он либо узаконил пристройку, либо привел ее в проектное соответствие. В случае отсутствия реакции, дело направляется в мировой суд: правда, штрафы предусмотрены относительно небольшие (от 300 до 500 рублей за неисполнение предписания), затем инспекция направляет материал в органы местного самоуправления. А уже они могут обратиться в федеральный суд с целью обязать нарушителя к действиям.
Проект должен предусматривать, чтобы возводимая пристройка была с основным зданием как единый организм, с учетом сейсмостойкости здания. На практике те документы, которые нами направляются в городские администрации (особенно это касается Махачкалы), остаются без реакции, за исключением единичных случаев. Пристройки продолжают появляться.
Отмечу, что в федеральном законодательстве нет четкого определения, как остановить этого человека на стадии застройки. Кстати, все эти пристройки как правило возводятся вообще без каких-либо разрешений.
— А в отношении органа местного самоуправления вы можете принять меры?
— Административных рычагов у нас нет. Никаких. Мы можем готовить материалы, обращаться в суды и прокуратуру. Вообще, административных мер воздействия всё меньше и меньше, практически в любой области народного хозяйства. И взаимоотношения сторон в новом порядке решаются или между собой, или путем обращения в суд.
380 литров в день на человека?
— Вопрос об установке приборов учета. Лично вы у себя дома установили такие приборы – вода, газ? И что это дает?
— Да, установил. Прибор считывает результаты какой-то деятельности. А задача какая? Стремиться к сбережению ресурсов. И установка таких приборов оправдана при условии проведения энергосберегающих мероприятий. Иначе – нет: сами приборы стоят недешево, их нужно постоянно обслуживать.
Например, по фиксированным нормативам с жильцов берут, будто они ежедневно потребляют 380 литров воды на каждого человека. Но разве в реальности есть такое потребление? Экономия по воде очень серьезная – при переходе на оплату с учетом показаний счетчика. В этом случае человек платит только за реальное потребление, а оно в разы ниже, чем по фиксированным нормативам.
5 рублей 20 копеек за квадратный метр
— В Дагестане оплачивать капитальный ремонт необходимо по стоимости 5 рублей 20 копеек за 1 квадратный метр – так гласит принятый закон. Общее собрание жильцов дома может установить другой тариф, но не ниже утвержденного минимального уровня. Для сравнения: в Тюмени этот тариф составляет 20 рублей за квадратный метр, в Москве – 15 рублей. Говорить, что у нас тариф завышен… Да, можно говорить, завышен: у нас большая безработица и средний уровень зарплаты ниже, чем в Москве или в северных регионах. Да, есть регионы, где тариф ниже дагестанского – например, 2 рубля. Речь идет о регионах, где субъект берет на себя большую часть финансирования капитального ремонта.
И все же тариф у нас не самый высокий, он немного ниже среднероссийского – в пределах 6 рублей за квадратный метр.
— Где производится оплата, и как предполагается использовать эти деньги?
— На сегодня сбор платежей не налажен. Предлагается производить оплату через терминалы, через банковскую систему. В республике начал работу региональный Фонд по проведению капитального ремонта мест общего пользования многоквартирных домов, сбор платежей относится к их ведению.
Также собственники жилья могут решить на общем собрании открыть свой специальный счет или делать это у регионального оператора. И там накапливать средства, используя по своему усмотрению: накопилась определенная сумма — потратить ее на лифтовое хозяйство, инженерные коммуникации и т. д.
Утверждена общая программа, в которой расписано, в каком доме в каком году планируется сделать ремонт. Она рассчитана с 2015 по 2040 год. Если в нарушение этой программы какие-то дома будут вне очереди отремонтированы, люди могут обратиться в прокуратуру.
— Что входит в понятие капитального ремонта?
— Полный ремонт или отдельных конструктивных элементов, или всего дома. Полный ремонт всего дома по нормативам должен проводиться с выселением жильцов, но у нас нет таких условий, нет маневренного жилищного фонда.
«То, что ранее происходило в Махачкале, мы знаем»
— У нас во дворе, не считаясь с мнением людей, офицер полиции построил дом. Я собрал подписи возмущенных людей, мы отправили соответствующее письмо. И что? Проверяющий пришел к нам во двор и искал меня, вызванивал по телефону. Я ему говорю: зачем вам я, в письме всё указано, примите меры против нарушителя! В итоге вопрос как-то решили и дом был построен.
— Кстати, есть и другие примеры, когда люди активно боролись за свои интересы и не допустили подобного строительства. Но то, что ранее происходило в Махачкале, мы знаем. Это стало возможным потому, что за многоквартирным домом не была закреплена придомовая территория, пристройки и постройки возводились хаотично и без надлежащего надзора. Я сейчас предлагаю не оглядываться назад. Не нужно ждать, что за нас кто-то будет что-то делать. Вы хотите, чтобы все поменялись и вы потом поменяетесь. Но нам нужно всем меняться, учиться сообща отстаивать свои интересы.
И еще нужно думать о других тоже. Тот же вопрос экономии воды. Да, в Махачкале вода подается постоянно. Но ведь в Каспийске, Избербаше, Дербенте она поступает в дома жильцов по часовому графику. Нам они безразличны, живущие там наши родственники, земляки? С экономией воды в Махачкале связана возможность удовлетворить потребности других дагестанцев.
Подготовил
Альберт МЕХТИХАНОВ