Еще в 17-м веке французский просветитель и философ Шарль Монтескье породил изречение, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Участвуя в дискуссии с коллегами, он сказал своему оппоненту: «Мне кажется, дорогой, что головы даже самых великих людей тупеют, когда они собираются вместе, и что там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости».
Трудно не согласиться с философом, особенно тем, кто проводит на Российском телевидении «Вечера с Владимиром Соловьевым», претендующим на роль главного мыслителя страны и, как обычно, собирающим вокруг себя солидную аудиторию маститых ученых, политологов, журналистов, писателей, лидеров и членов российского парламента, общественных объединений и т. д. Даже на базарах периферийного уровня не услышишь такого беспорядочного, безудержного, неуважительного, зачастую невразумительного обмена мнениями, которыми делится эта «элита» гражданского общества России. Слушаешь дискутирующих и словно присутствуешь при экзекуции этики, морали и права.
А какие грандиозные темы выносятся на обсуждение! На двух недавних «вечерах» собравшиеся вели речь о, якобы, до плинтуса приниженном статусе русских в российском обществе и об «изнасиловании» русской и зарубежной классики на театральных подмостках. В течение двух часов они выясняли: представляют ли русские нацию или этнос, почему их главенствующая роль не отражена конституционно, может ли русским считать себя глава Чечни Рамзан Кадыров и т. д. Кстати, на последний вопрос участвующий в дебатах представитель Дагестана ответил словами мудрого Расула Гамзатова, который говорил: «За рубежом я русский, в Москве – дагестанец, в Дагестане – аварец».
Казалось бы, проблема исчерпана. Межнациональный консенсус достигнут. Но «товарищи ученые, эйнштейны драгоценные» не успокаивались и продолжали мусолить тему русской ущемленности, наглядно демонстрируя образец фундаментализма в русском национально-патриотическом движении, которое в условиях эскалации напряженности межэтнических отношений в России и усиления внутренней и внешней русофобии не всегда учитывает интересы других народов. К примеру, только призывы национал-сепаратистов конституционно утвердить православие государственной религией могут привести к обострению радикальных исламистских тенденций и заживо похоронить идею о межконфессиональном мире.
Вот и состоявшийся «соловьевский вечер», как мне представляется, не внес позитива в сознание большого числа русских патриотов. Тем более что на нем ни слова не было сказано о бесправном и унизительном положении русских, к примеру, в Прибалтике, на Украине, в Польше, других странах.
Участники вечера постарались ввести телезрителей в заблуждение и при попытках защитить отечественную и зарубежную классику от модернизма, абстракционизма и откровенной похабщины, поскольку высказывались диаметрально противоречивые суждения.
Но о чем спорить? Ведь любой здравомыслящий человек осознает, что если театральная постановка, к примеру, шекспировского «Отелло» или чеховской «Чайки» начинается с демонстрации голых задниц и эротических поз, то это не что иное, как глумление над культурой, нравственностью, духовностью и над зрителями. Каждый понимает, что даже самые совершенные обнаженные телеса не в состоянии компенсировать пошлость и бездарность актера или певицы. Однако некоторые участники «соловьевских посиделок» критику этих кощунственных явлений в театральном и песенном искусстве воспринимают как ущемление демократических свобод. Ничего зазорного не усматривают они и в западной прогрессирующей оккупации русского языка, отечественной культуры. Ведь до какой степени надо унизиться, чтобы на всю страну с телеэкрана, рекламируя нечто, бодро вещать: «Хочу сказать благодарю, а говорю мерси».
А возьмите телепроект «Голос», на котором дети в основном состязаются в вокальном мастерстве на английском, французском, испанском и прочих языках. Смотришь это телешоу и невольно думаешь, что в России отторжение от родного языка начинается с детских лет. Может быть, поэтому не умолкают дебаты о национальном статусе русских?
Но ладно с ними, с дебатами. В конце концов, истина рождается в споре. Лишь бы он велся конструктивно, хотя бы в рамках приличия. Участникам «соловьевских вечеров» следовало бы поразмыслить над изречением римского политического деятеля и писателя Марка Цицерона, который еще в 50-х годах до нашей эры изрек: «Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно».
В российских же теледебатах нередко присутствуют сепаратистские смакования межэтнических конфликтов внутри страны, разжигающие национальную рознь суждения, запугивания русских людей «кавказской угрозой», тотальной исламизацией России, призывы типа: «Хватит кормить Кавказ», «Россия – для русских» и т. д. Под влиянием этих факторов в условиях тотального информационно-пропагандистского насилия идеологически неустойчивые слушатели и зрители заболевают социальной шизофренией. Они теряют веру в справедливость, что, в конечном счете, ведет к деградации нации и государства.
В одной из опубликованных статей главный редактор информационно-публицистического журнала «Оппонент» Леонид Коновалов утверждает, что «Под флагом свободы и демократии, опираясь на часть публики, одурманенной наркотическим опьянением от свалившейся, якобы, на головы свободы, произошла оккупация духовности, нравственности государства. Наступила эпоха оккупации России Западом…Это чрезвычайно циничное преступление века, в реальность которого не может поверить пассивное большинство России». При этом автор публикации считает, что главные «оккупанты внутри», с чем трудно согласиться.
Я больше верю Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который сказал: «Не было на Руси народов-господ и народов-рабов. Россия никогда не была тюрьмой народов, здесь не было народов первого и второго сорта». Оптимистично звучат и слова Президента РФ Владимира Путина: «День народного единства, который некоторые поверхностно называют «днем победы над поляками», на самом деле это «день победы над собой», над внутренней враждой и распрями, когда сословия, народности осознали себя единой общностью, одним народом».
Может быть, осознали еще не в полной мере, но россияне близки к этому, и никакие «соловьи» не помешают им исполнять песни о межнациональном единстве, мире и дружбе. Ну а что касается проблем конституционного статуса русского народа в России, положения русских в ее субъектах, в том числе в республиках СКФО, предлагаемого формирования системы русского национального воспитания и образования, они, на мой взгляд, не представят угрозы национальной безопасности России, если не будут обсуждаться с уклоном в сепаратизм и великодержавный шовинизм. В противном случае, не исключено повторение киевского майдана в Москве. Но вряд ли такое возможно, ибо русские во все времена выполняли и по сей день выполняют роль стабилизатора межнационального и межконфессионального мира, что наглядно видно на примере Дагестана и особенно Хасавюрта. Но об этом поговорим в следующий раз.
Владимир ЯРМОЛЕНКО,
г. Хасавюрт