Побывать на могиле дяди Гасана Камалова, геройски павшего, освобождая Италию от фашизма и награжденного высшей воинской наградой Италии — Золотой медалью, спустя 69 лет смог его племянник Гасан-Гусейн Камалов, названный в честь отважного героя. По словам младшего Камалова, ему лишь сейчас удалось исполнить самый важный для него долг памяти. Но путешествие в Италию совершил он не один.
Почтить память героя и побывать на его могиле сочли своим долгом и друзья Гасан-Гусейна Камалова: заместитель председателя Общественной палаты Республики Дагестан Сефербег Абдуллаев, хирург-травматолог Султан Цахаев, предприниматель Сайпулла Абдуллаев. Они отмечают, что уважительное отношение к памяти героев — всенародный долг. Долгие годы не знали родные и земляки Гасан-Гусейна Камалова, что он возвышается в каменном образе на итальянской земле, не знали о его славе.
Биография героя совершенно обычна для сельского парнишки, привыкшего к труду с детских лет. Рано лишившись отца, мальчик усердно трудился в родном селе Читур. Хоть и мал был – брался за любую работу: пахал, сено косил, снопы к скирде возил. Подрос малость — пошел работать со взрослыми колхозниками. После окончания сельской школы окончил Кумухское педучилище.
В 1939 году, как и все его одногодки, был призван в армию, а в 1941-м окончил артиллерийское училище. Войну встретил командиром артиллерийского взвода в звании лейтенанта. За мужество, проявленное в боях за освобождение реки Буг, командир 1-го взвода 389 дивизии 950 полка Гасан-Гусейн Камалов получил благодарственную телеграмму от Верховного командующего Иосифа Сталина.
После тяжелого ранения лежал в госпитале, был демобилизован. Приехал домой, но как только почувствовал себя лучше, попросился обратно на фронт. А затем пришла похоронка: "16 июля 1944 года погиб у села Порванче Волынской области". Через 22 года после войны дошла до нас весть о герое. Оказалось, что тяжело раненный Гасан попал в плен, смог совершить побег и присоединиться к партизанскому отряду в Италии. Воевал в бригаде "Тарзан" в составе дивизии "Зеленое знамя".
По свидетельству итальянских партизан и командира бригады "Тарзан" Бертоли Томазо, Камалов был человеком удивительной храбрости и мужества. Как опытный офицер, он был введен в состав штаба бригады, его называли Капитаном Руссо. Все 13 партизан, павших вместе с Гасаном Камаловым, были награждены высшей воинской наградой Италии — Золотой медалью. Итальянцы увековечили память героев. Памятник воздвигнут на том месте, где они погибли, у крепости Гремельо, и символизирует единение стран в борьбе с фашизмом.
А в городе Понтальо в 1945 году был открыт пантеон-часовня, музей славы. Там в склепе и захоронены останки тринадцати героев, а Золотая медаль Камалова передана в музей города Бергамо на вечное хранение. В 1967 году, чтобы познакомиться с родственниками Камалова, приезжал в Махачкалу собкорр "Правды" Чурсин, вместе с народным поэтом Дагестана Юсупом Хаппалаевым он ездил в Читур, пообщался с родными героя.
И все же к подвигу надо быть готовым с детства. И вот что вспоминают о герое односельчане.
Магомед Османов: "Гасан с детства был храбрым и отважным мальчиком. Он учился в соседней Шовкринской школе, ночью один возвращался из другого села, несмотря на снежные метели, не боялся, что рядом окажется волк. Учился хорошо, любил музыку, спорт, был всесторонне развитым".
Нурислан Кушиев: "Был 1935 год, создавали колхозы, в соседнем районе противники колхозов бунтовали, в протест они стали грабить колхозы. За помощью обратились в Лакский район. В каждом селе народ собирался, назначали жеребьевку, кому выпадал жребий, тот и отправлялся на борьбу с бандитами. В Читуре тоже собрался народ, вышел шестнадцатилетний Гасан Камалов и сказал: "Не будем бросать жребий, я комсомолец, пойду как представитель нашего села». Мягкие черты лица, спокойный, тихий голос, и за всем этим — несгибаемый кавказский характер".
Провинция Брешия находится в 80 километрах от Милана. Дагестанскую делегацию в городе Понтольо встретил кавалер Тарчисио Бертоли, который будучи шестнадцатилетним юношей, помогал партизанам из знаменитой бригады "Тарзан".
Вспоминает племянник Героя Гасан Камалов: "Я был рад и горд, что в далекой Италии так чтут память моего дяди и трепетно ухаживают за солдатскими захоронениями. Я долго ходил по лесной опушке, вдыхал тот же воздух, которым дышал мой дядя в последние минуты своей жизни. И чувствовал его присутствие рядом со мной, представлял его последние минуты на этой земле.
Тарчисио Бертоли рассказал, что дядя жил у них, что он успел к нему привязаться. А когда дядя погиб, отец не дал ему взглянуть на лицо покойного дяди, сказал, что он должен помнить Капитана Руссо живым. Он со слезами на глазах сказал мне: «Если хочешь прах героя на родину забрать, это ваше право, но мы ни в коем случае не хотели бы, чтобы забрали прах героя, павшего, защищая нашу землю».
Что я должен был ему сказать? Итальянская земля стала последней колыбелью дагестанскому мужчине, я воочию убедился, что дядя для них стал советским солдатом, ушедшим в бессмертие. Я сказал, что поскольку дяде суждено было умереть на итальянской земле, пусть покоится его душа и дальше со своими героическими друзьями, что я не вправе их разлучить после смерти. Они вместе как один защищали Италию от фашизма. И Тарчисио зарыдал. Впечатления остались незабываемые.
После этой поездки у меня наступило душевное облегчение.
Сефербег Абдуллаев: "Никогда не будет забыт освободительный подвиг советского народа. Победа досталась ценой огромных жертв, и народам Дагестана пришлось вынести на своих плечах тяжесть войны. Мы должны помнить о тех, кто ценой своей жизни остановил фашизм, и рассказывать об этом нашим детям и внукам. Так сохраняется преемственность поколений и формируется истинный патриотизм".
Султан Цахаев: "Мы не смогли отпустить нашего друга одного в Италию, ибо это не только семейное дело, это дело всего народа, всего Дагестана. Камалов погиб, доказав всему миру как храбро умеют сражаться дагестанцы. Ежегодно в День Победы в Понтальо проводят шествие в честь павших партизан.
Мы обедали в одном из ресторанов Понтальо вместе с несколькими ветеранами, оставшимися в живых. Один из них рассказал, что Гасан бывал у них дома.
Услышав фамилию Камалов, подошел хозяин ресторана, мужчина лет 45 — 50. Он так обрадовался, узнав, кто мы такие. "Камалов — наш Герой! Капитан-легенда", — твердил бесконечно и обнимал нас по очереди каждого. И в категоричной форме заявил, что он угощает.
Двадцатипятилетний юноша, вырвавшийся из плена. Сколько раз он мечтал здесь, на чужбине, как вернётся домой и обнимет труженицу-мать? Мысленно переносился во времена детства, когда гонял телят на пастбища.
Ему не суждено было услышать салюта Победы.
У лакцев есть поговорка: "Мужчина умирает, но мужество бессмертно". Подвиг Гасана Камалова бессмертен.
В те дни, когда дагестанская делегация друзей находилась в Италии, журналист-исследователь Андрей Цобдаев принес в Дагестан еще одну радостную новость: капитан (в то время он был в звании капитана), начальник разведки 950 артиллерийского полка Гасан-Гусейн Камалов был награжден орденом Отечественной войны 1 степени «за проявленное мужество при освобождении сел Порванче и Печихвосты».
Попавшего в плен Камалова сочли, наверное, погибшим и отправили извещение в родное село. Наряду с чувством гордости за отважного земляка меня не покидает и чувство горечи: еще в 1960 году Золотую звезду Героя СССР дали Герою Италии Федору Полетаеву. А Гасан-Гусейн Камалов, офицер, удостоенный благодарности Верховного командующего за мужество, проявленное при освобождении Львова, человек, выполнивший с честью военный долг за пределами страны и погибший при защите интересов Отечества, по сей день остается лишь Героем Италии.
Страна готовится достойно отметить 70-летний юбилей Великой Победы. Было бы справедливо, если бы наша республика походатайствовала о посмертном присуждении победителю Камалову звания Героя России.
Наши отцы смело в бой рвались не за наградами и званиями. Они просто защищали свою Родину.
Ратный труд отцов должен быть оценен по достоинству. Возможно, спустя семьдесят лет подвиг офицера Камалова будет увековечен высшей наградой России.
Патимат Рамазанова