Полковник полиции Зияводин Ашиков снял погоны, чтобы рассказать суду о криминале в органах
В минувший вторник Советский районный суд Махачкалы арестовал бывшего и. о. начальника ОВД Каспийска Зияводина Ашикова на два месяца, удовлетворив ходатайство следователя ФСБ. Полковник подозревается в организации посягательства на жизнь полицейского, которое было совершено в 2012 году. На заседании во вторник 52-летний офицер полиции заявил суду о том, что следователи ФСБ, ведущие дело в отношении него и его брата Раипа, выполняют заказ находящихся в бегах бывших высокопоставленных чиновников.
Рассмотрение вопроса об избрании меры пресечения для задержанного 13 апреля бывшего руководителя горотдела полиции суд начал еще в воскресенье. Следователь УФСБ сообщил о том, что дело, возбужденное в отношении Раипа Ашикова (младший брат Зияводина Ашикова, бывший замначальника УВД Махачкалы, был арестован 1 апреля по подозрению в финансировании терроризма), соединено с делом о посягательстве на жизнь Анвара Шамхалова.
Покушение на капитана полиции было совершено еще в марте 2012 года. Семь лет спустя у следствия появились свидетели, обвинившие Зияводина Ашикова в причастности к организации этого преступления – это сам Шамхалов, арестованный недавно Омар Абдурашидов (показавший в суде следы примененных к нему пыток) и засекреченный свидетель под псевдонимом Иванова.
Следствие ходатайствовало перед судом об избрании для него меры пресечения в виде заключения под стражу.
Следствие говорит…
Согласно данным предварительного следствия, 27 марта 2012 года в кафе «Гоза» на проспекте Имама Шамиля в Махачкале неизвестный несколько раз выстрелил в Анвара Шамхалова. Бывший сотрудник угро получил слепое ранение бедра и сквозное ранение пальца левой кисти.
На допросе 7 апреля этого года пострадавший полицейский назвал братьев Ашиковых организаторами покушения. В 2010 году Анвар Шамхалов занимал должность замначальника управления угро в МВД по Дагестану, находясь в прямом подчинении у Раипа Ашикова, и, по данным следствия, курировал отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. По словам Шамхалова, Зияводин Ашиков, руководивший в тот период горотделом полиции Махачкалы, и его брат Раип, возглавлявший угрозыск в республиканском МВД, и лично, и через Магомеда Абдулгалимова (помощник прокурора Хасавюрта, прозвище — Колхозник; осужден на 11 лет колонии) предлагали ему за ежемесячное вознаграждение прикрывать организованную Колхозником через сеть городских аптек незаконную продажу сильнодействующего средства трамал. Оба брата, утверждал Шамхалов, крышевали этот бизнес.
После неоднократного отказа капитана полиции подключиться к крышеванию наркоторговли Зияводин Ашиков якобы пригрозил ему убийством, и Анвар Шамхалов был вынужден уволиться с работы, оставить семью и надолго уехать из республики.
Из протокола явки с повинной Омара Абдурашидова, который вместе с Раипом Ашиковым проходит по делу о финансировании терроризма, следователи узнали, что именно он в 2012 году отслеживал перемещения Шамхалова и каждый раз, когда тот находился в кафе, сообщал об этом Ашикову-младшему, а также обсуждал эту тему в присутствии его старшего брата.
В деле есть также показания засекреченного свидетеля Ивановой, которая рассказала, что после двух неудачных покушений на Шамхалова Зияводин Ашиков якобы сообщил ей, что в следующий раз «добьет, похоронит» его, если он не покинет Дагестан.
Следователь ФСБ попросил суд заключить Зияводина Ашикова под стражу, учитывая, что тот имеет обширные связи в правоохранительных и других государственных органах, может угрожать свидетелям, скрыться от следствия, уничтожить компрометирующие его документы.
Адвокаты задержанного рассказали суду о многочисленных нарушениях закона, которые допустила следственная группа ФСБ, и попросили ограничиться домашним арестом для Зияводина Ашикова или выпустить его под залог на время следствия и суда.
Зияводин Ашиков говорит…
Выступление самого полковника полиции на заседании во вторник продолжалось около сорока минут. Он подробно проанализировал многочисленные нестыковки в версии следствия, объяснил, почему заявил отвод следственно-оперативной группе ФСБ, и рассказал суду об истинной, по его мнению, подоплеке его преследования.
Для начала ветеран МВД напомнил факты из служебной биографии Анвара Шамхалова, чьи показания легли в основу версии следствия. По словам Зияводина Ашикова, Шамхалов, возглавляя одно из подразделений ОБНОН, был уличен в том, что присвоил два килограмма героина из четырех, приобретенных у наркоторговцев в ходе операции в Хасавюрте. «Отмазал» его от наказания за $10 тысяч помощник прокурора – Колхозник. Позднее Шамхалов присвоил две сабли, похищенные из музея Хунзахского района и изъятые затем полицейскими в ломбарде, – именно после этого он был уволен из МВД, но «оброс связями, подружился с Сагидом Муртазалиевым и Ризваном Курбановым».
Зияводин Ашиков пообещал предоставить суду оперативные аудиозаписи, на которых зафиксировано, как Шамхалов сетует, что потерял бизнес из-за «братьев Карамазовых» (так он называл Ашиковых).
Объяснил подозреваемый и заявленный им отвод следственной группе. Начальник следственного отдела УФСБ Марат Саидов — родственник и близкий друг Магомеда Хизриева (бывший начальник оперативно-разыскной части службы безопасности МВД Дагестана, находится под следствием за дачу взятки. – «МД»), с которым у Ашикова сложились неприязненные отношения (занимая должность начальника Советского РОВД Махачкалы, Хизриев был отстранен от службы по подозрению в связях с членами НВФ. — «МД»).
В феврале 2010 года, после убийства начальника УВД Махачкалы Ахмеда Магомедова, Шамхалов заявил, что организатором преступления был Магомед Хизриев, заказавший убийство через Муртазалиева и Ибрагима Гаджидадаева (лидер бандподполья, убит в 2013 году). Он заявил об этом в присутствии министра внутренних дел Али Магомедова и его первого зама Александра Трофимова. «И Хизриевы, и Саидовы знают, что я знаю об этом, и если я открою рот и предъявлю документы, кое-кому будет очень плохо», — заявил Зияводин Ашиков.
«Следствие очень старается привязать нас к Гаджидадаеву, — сказал полковник Ашиков, — но именно мы вместе с первой службой контрразведки ФСБ работали по нему в то время, когда 60 из 90 депутатов Народного собрания платили ему дань. Следователи, которые сейчас нашим делом занимаются, тогда еще на школьной скамье сидели…»
По словам Зияводина Ашикова, ему лично звонил Сагид Муртазалиев (бывший глава отделения Пенсионного фонда по Дагестану, находится в международном розыске. — «МД»), требуя назначить Шамхалова на должность первого зама, курирующего преступления против личности, а после отказа аттестовать «малограмотного работника» стал угрожать. Одной из угроз в следующем, 2011 году, стала переданная через общего знакомого фраза «я убью Раипа» — за то, что тот давал команду подчиненным останавливать в городе кортеж Муртазалиева.
9 апреля, за несколько дней до задержания, Зияводин Ашиков написал заявление об увольнении в запас по собственному желанию: «Имея погоны на плечах, — пояснил он, — я не смог бы говорить то, что говорю сейчас, и называть многие имена».
В 2012 году, напомнил он, Шамхалов уже давал показания на Раипа Ашикова, и не без его участия «бойцов» Колхозника вынудили указать на Ашикова-младшего как на заказчика покушения, однако прибывший из Москвы представитель центрального аппарата СКР разобрался в деле и «убрал все сказки».
Братья Ашиковы были отстранены от работы, пока шло следствие, и Сагид Муртазалиев, рассказал полковник полиции суду, убеждал министра назначить Шамхалова на его место. Муртазалиев вызывал к себе также Омара Абдурашидова и в присутствии Шамхалова требовал дать показания на Раипа Ашикова.
Никакой суд, заявил Зияводин Ашиков, не сможет доказать виновность его и брата: «Нас просто хотят напугать». 2 апреля, рассказал он, ему из Москвы позвонил некий сотрудник ФСБ: «Дяденька, уходи, тебя задержат». Я мог предполагать что угодно, сказал полковник Ашиков, — что меня обвинят в превышении полномочий, что на меня заявил кто-то из уволенных подчиненных, но мне и в голову не могло прийти, что мне предъявят 317-ю статью.
В 2014-2017 годах, продолжал господин Ашиков, он оказывал содействие 4-й службе ФСБ в разоблачении преступной деятельности Сагида Муртазалиева. Теперь в отместку за это его брату решили «приписать» ту же статью, что и скрывающемуся в ОАЭ чиновнику – «финансирование терроризма». (Раип Ашиков, выступая накануне в Верховном суде Дагестана, также заявил, что уголовное преследование – это «заказ» со стороны Сагида Муртазалиева.)
Последним толчком для преследования братьев Ашиковых, заявил старший из них, стало разоблачение хищений, совершенных в дагестанском филиале Россельхозбанка его руководителем Гитиномагомедом Гаджимагомедовым (по оперативным данным, скрывается в ОАЭ вместе с Сагидом Муртазалиевым. — «МД»). «Раип (Ашиков-младший руководил службой безопасности с начала декабря прошлого года. — «МД») четко разложил на схеме, куда и кому ушли эти 212 миллионов, и доложил руководству», — сказал Зияводин Ашиков.
А после появления в соцсетях в ноябре прошлого года так называемого «письма Сагида Муртазалиева» с разоблачениями преступных действий высокопоставленных дагестанских чиновников и силовиков сам Муртазалиев, по словам Зияводина Ашикова, запустил версию, что автором скандального текста является Раип Ашиков.
В заключение своей речи задержанный полковник полиции заявил суду, что подполковник ФСБ Дмитрий Коростелев шантажировал его, пригрозив «посадить всех Ашиковых», если он не будет молчать. Зияводин Ашиков попросил рассматривать это в соответствии со статьей 144 УПК РФ — как сообщение о преступлении. «Нас шесть братьев, — сказал полковник полиции. – Они (следователи ФСБ) хотят, чтобы я молчал, но я молчать не собираюсь. Пусть в УСБ разбираются. Свой отвод следственно-оперативной группе я обосновал».
Судья Рашидхан Магомедов принял решение удовлетворить ходатайство следствия, приняв во внимание тяжесть инкриминируемого преступления и то, что задержанный может скрыться от следствия. Суд не вправе давать оценку каким-либо показаниям, уточнил он, имея в виду и доводы адвокатов о том, что показания Омара Абдурашидова были выбиты под пытками. Суд проверяет только обоснованность подозрений. На вопрос «понятно ли вам решение?», Зияводин Ашиков ответил привычным «Так точно!».
Как сообщила «МД» адвокат Сапият Магомедова, решение об аресте уже обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Дагестана.
Отдел новостей «МД»
Читайте также Новое дело Раипа Ашикова началось со скандала в суде
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta