…Время от времени приходят такие сообщения – о конфликтных ситуациях с участием дагестанцев. В том числе и за пределами республики, в различных российских регионах. Развитие ситуации нередко продолжается по схожему сценарию: возбуждение уголовного дела, судебное преследование, жесткая критика в центральных средствах массовой информации, соответствующее «общественное мнение» с обвинительным уклоном…
Обобщать не хотелось бы. О так или иначе обратных случаях – когда наши земляки оказываются не «атакующей» стороной, а пострадавшими – тоже многие могли бы рассказать. Когда дагестанцам непросто снять жилье. Устроиться на работу. Ходят слухи о различных негласных ограничениях в тех или иных сферах. Да и те, кто просто побывал в Москве и Питере на гостевых матчах «Анжи», может подтвердить: острая антикавказская эмоциональность еще как публично проявлялась на этих стадионах. О чем речь? Послушайте «кричалки» московских и питерских фанатов. И это не шепот, не разовое анонимное высказывание в Интернете. Это многоголосый хор и вопли большого количества людей, собравшихся в одном месте. Кстати, которых не останавливают видео- и телекамеры на арене.
Но поведение таких националистов – это их выбор. И их ответственность. И мы сейчас не об этом. Речь о наших земляках, о выходцах из нашей республики.
Дагестанцы вели себя вызывающе. Дагестанцы нарушили правила дорожного движения и спровоцировали аварийную ситуацию. Дагестанцы в нетрезвом состоянии организовали конфликт, было «горячо», кто-то вызвал полицию. Дагестанцы на автомобиле в два часа ночи въехали в жилой двор многоэтажки в одном из спальных районов Москвы. Они включили в салоне машины громкую музыку и сопровождая ее собственными криками танцевали лезгинку.
Бывает такое? И почему люди ведут себя подобным образом? Эмоциональность в сочетании с амбициями и подчинением собственным страстям. При этом многие выходцы из страны гор планируют и дальше жить там (в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге…). Какой фон впечатлений и репутации устраивает их о самих себе?
Понятно, когда человек покидает родные края и отправляется на север в целях трудоустройства, получения образования, поиска новых полезных знаний или, к примеру, по делам бизнеса. А также просто проездом через ту же Москву по более дальним маршрутам. И совсем другое дело – самоутверждение своего «эго»…
А как поступали отважные предки жителей страны гор? Нет, достойный дагестанец не труслив. Он готов защитить себя, свою честь, своих близких. И не только их; пресекая несправедливость, он может заступиться и за других людей. А вот надменная чванливость, высокомерие, погоня за удовлетворением своего тщеславия – этим порокам не место в наших сердцах.
Еще один стереотип – о массовых жестоких действиях со стороны мужей в отношении жен. Порой всплывают штампы о том, что якобы женщина-мусульманка в этом плане это носительница постоянных переломов и других серьезных повреждений. Не так давно эту тему развернуто прокомментировал Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
В его ответе приводятся в том числе ссылки на священные исламские тексты. Целиком цитировать это исследование мы не станем (желающие могут ознакомиться с ним по ссылке в Интернете «Разрешается ли в Исламе бить жену?»). Общий вывод: будучи главой семьи, муж использует как мягкое убеждение, так и поступает построже и требовательнее, но никакой речи о «садизме», о нанесении увечий, о праве искалечить супругу не идет.
Кто-то, возможно, возразит: порой религия предписывает одно, а в поведении людей встречаются разные «сочинения на свободную тему». Да еще в сочетании с невежеством и вспыльчивостью. Да, бывает. Но никакие обобщения тут недопустимы («все мусульмане», «все дагестанские мужья», и т.д.).
Мы надеемся, что в наших семьях возобладают мир, любовь и взаимопонимание. Хотелось бы, чтобы и вне своих домов наши земляки вели себя достойно, не опускаясь до пьяных драк в кафе и других местах. И чтобы такое достойное и ответственное поведение сохранялось и при выезде за пределы Дагестана.
Мурад МУРАДОВ
Г. Каспийск