К 145-летию Махачкалинского морского торгового порта
Окно на Восток
Летом 1722 года русские войска и флот под командованием адмирала Петра Михайлова (Петра I) на Восточный Кавказ совершили поход, который завершился временным присоединением к России прикаспийских областей. Главной целью Персидского похода было обеспечение безопасности и интересов русских купцов на Каспийском море и ограничение турецкой экспансии на Кавказе и в Закавказье. Каспийское море, известное еще в древней Руси как Хвалынское, по планам царя, должно было находиться под контролем России: «Нам крайняя нужда будет береги по Каспийскому морю овладеть, понеже… турок тут допустить невозможно». Торговля по этому пути могла бы связать Россию с Индией, а Западную Европу — с Востоком через Россию без посредников. И поэтому он настойчиво приказывал астраханскому воеводе Ивану Мусину-Пушкину укреплять дружеские и торговые отношения с дагестанскими горцами: «…тот народ в ласке содержать и стороне его величества склонить».
«Петр понимал, — писал генерал российской армии В. Потто, — что, пробившись на северо-запад к Балтийскому морю, сделан только один шаг, что с утверждением нашим на противоположном конце, на юге-востоке, через Россию, по бассейнам Балтийского и Каспийского морей, соединенных каналами, пройдет кратчайший водный путь, по которому устремится вся торговля Европы с Азией».
Говорят, именно во время Персидского похода Петр I облюбовал место для закладки порта на Каспии. Легенда гласит, что царю понравилась тихая удобная бухта у подножия горы Анжи-Арка: с одной стороны – Каспийское море, с другой — отроги Кавказского горного хребта. По приказу императора на горе войска разбили лагерь. «На третий день Петр отслужил литургию в походной церкви Преображенского полка и возле нее положил камень, то же самое он приказал сделать своим приближенным…» — сообщает исследователь Владимир Марковин. Все из свиты императора последовали его примеру. И вырос на этом месте холмик-отметка, где должен был появиться будущий порт. По указанию Петра I здесь же, на горе, построили деревянный маяк, чтобы судам легче было ориентироваться. Гору позже стали называть Петровской горкой. «Делать гавань по чертежу», — распорядился император, покидая Дагестан.
Но проходили десятилетия, деревянный маяк сгорел, от Петровского холмика-пирамиды не осталось и камня, а к строительству порта так и не приступили. Преемникам царя-реформатора было недосуг, у них не было его хватки и его энергии. Они даже уступили завоеванные земли. Только в 1844 году, когда уже шла Кавказская война, на каменной гряде начали капитально строить поселение. В 300 саженях от моря на каспийском побережье возвели укрепление Петровское — крепость с высокими башнями и амбразурами в толстых каменных стенах. Казармы и госпиталь разместили за крепостными стенами, а снаружи, рядом, заложили первые кварталы форштадта, состоящие из 30 домов, выделили участки для строительства складов провианта, поступающего сюда по морю из Астрахани.
Снабжение кавказских войск, участвующих в боях с горцами, преимущественно шло водным путем: так было дешевле и быстрее. С середины марта со вскрытием льда на Волге открывалась навигация и в новое укрепление на Каспии прибывали суда с грузами. В это время Петровское довольно сильно оживлялось. В газете «Кавказ», в первой русской, издаваемой в те годы в регионе по инициативе наместника, писали: «Огромный прилив народа и с моря, и с материка».
При укреплении Петровское образовались два рейда: один – казенный, на котором останавливались суда с военными грузами, и второй – коммерческий, где бросали якоря суда с купеческими товарами. На расстоянии 300 — 400 саженей от берега грузы из судов перегружались на лодки и доставлялись в крепость. Одного фуражного овса для войск завозилось до 400 тысяч пудов. А обратно в Астрахань увозили марену, кожу, фрукты. За сезон на рейдах принимали до 60 парусных судов. И с каждым годом число морского транспорта – паровых судов и парусников — возрастало.
Здесь будет город-порт
Кавказская война была в разгаре, и военные все чаще задумывались об устройстве вблизи крепости Петровское небольшой искусственной гавани для стоянки судов с провиантом для войск. В 1851 году военно-инженерское ведомство России выкупило по соседству с военным укреплением часть побережья Каспийского моря. Первым делом решили построить маяк. Наместник Кавказа Михаил Воронцов уже в феврале 1852 г. в Санкт-Петербург сообщает: «Для обеспечения судоходства по Каспийскому морю я в 1850 году признал необходимым устроить маяки в городе Дербенте и Петровском укреплении. Из них маяк в Петровском укреплении ныне совершенно окончен».
Каменная восьмигранная башня поднималась над землей на 33 фута, и свет маяка был виден в море почти на 30 верст. Правда, этот воронцовский маяк на Петровской горке работал недолго. Строили его, как выяснилось, не по проекту, без учета гидрографических требований, видимо, случайные люди, и скоро его пришлось снести. В 1866 году на горе Анжи-Арка возвели новый маяк, который, кстати, действует и сегодня.
Для разрешения вопросов, связанных с включением Кавказа в состав Российской империи, еще в 1840 году царским правительством создается Кавказский комитет — особый межведомственный орган. В него входят министры финансов, имущества, юстиции, внутренних дел, а также наследник престола, шеф жандармов и другие сановники, назначенные царем. Кавказский комитет руководит гражданской деятельностью царской администрации на Кавказе, он же играет важную роль в строительстве порта.
В 1857 г. укрепление Петровское преобразовали в город Петровск. Обосновывая важность такого преобразования, наместник Кавказа в своем письме председателю Кавказского комитета князю Алексею Орлову от 2 февраля подчеркивал: «Укрепление Петровское по своему выгодному положению на берегу моря, в близком расстоянии от Астрахани, доселе служило главным для Прикаспийского края складом запасов, как продовольственных, так и военных. Ныне же с развитием судоходства по Каспийскому морю укрепление это приобретает еще большую важность… Вместе с тем ввиду поощрения торговли и промышленности по северо-западному берегу Каспийского моря и для привлечения к сему пункту большего народонаселения нахожу полезным учредить при означенной крепости портовый город, предоставив ему те самые права, какими пользовались до последней войны Анапа, Новороссийск и Сухум-Кале сообразно с местными условиями…»
В Кавказском комитете хорошо понимали, что строительство нового города на Каспии способствует более интенсивному продвижению интересов Российского государства вглубь Кавказа и расширению торгово-экономических отношений со странами Ближнего и Среднего Востока. Пароходные сообщения по Каспийскому морю развивались интенсивно. В 1859 году в Петровск с товаром прибыло уже более 400 судов. Но принятию решения о строительстве на каспийском побережье нового города и порта способствовали не только растущие экономические интересы империи в регионе. В немалой степени к реализации этой давней идеи властей подтолкнуло сокрушительное поражение Российской империи в Крымской войне (1853 — 1856 гг.). Унизительные условия Парижского мирного договора (18 марта 1856 г.) сделали Россию очень уязвимой: она практически полностью лишилась своего флота на Черном море, также было сведено к минимуму и число крепостных сооружений на крымском побережье.
И в такой трагической для империи ситуации вспомнили о порте на Каспии, разговоры о строительстве которого велись давно – со времен Персидских походов Петра Великого. Петровск неожиданно стал важным военно-стратегическим пунктом на юге страны. Речь, по сути, шла о строительстве на Каспии новой российской военно-морской базы.
19 мая 1858 года Кавказский комитет объявляет «об устройстве на Петровском рейде постоянной пристани». Он спешно решает: «Разрешить устройство пристани на Петровском рейде по тому проекту, который по местным обстоятельствам будет принят наместником кавказским». Смета была представлена в государственное казначейство, и в том же 1858 году из фонда чрезвычайных издержек наместнику Кавказа выделено пятьдесят тысяч рублей серебром. В последующие годы суммы, необходимые для достройки пристани на Петровском рейде, вносились в смету расходов Закавказского края. Через неделю на этом документе государь император собственноручно пишет: «Исполнить».
(Окончание следует).
Алик АБДУЛГАМИДОВ,
помощник генерального директора
Махачкалинского морского
торгового порта