В связи с переходом к уровневому высшему образованию возникло много проблем дидактического характера. В частности, в магистратуре появился институт наставничества, которому придается ключевое значение в повышении уровня качества высшего образования.
Наставничество в магистратуре можно рассматривать как новое явление, принесенное в Россию «болонским» процессом и европейским академическим правом, а можно иметь в виду, что оно — хорошо забытое старое советское прошлое или коренной принцип учительства, уходящий корнями в античные времена.
В Древнем Египте жрец выступал как наставник самого фараона. Он был носителем эзотерического знания и, благодаря ему, манипулировал всеми, даже волей деспота. В античном мире возник классический пример, девизом которого стала фраза Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», — что отражает суть наставничества: научить ученика следовать принципам, несмотря ни на что и ни на кого.
В религиозном праве монотеистических религий наставничеству придается весьма важное значение в том смысле, что в этом бренном мире, идя правильным путем, можно узреть лик Бога. Без наставника невозможно избежать ошибок, не впасть в грех.
Получается, что принципом наставничества древних времен является поиск правды в метафизическом смысле под опекой человека – наставника, прошедшего большой путь в этом направлении и имеющего искру святости.
Современное понимание наставничества проникнуто плюрализмом в зависимости от правовой системы, страны, государства и его образовательного стереотипа. Североамериканская концепция наставничества воплощается в образе некоего старшего по возрасту и более влиятельного человека, ожидающего преданности в ответ на мудрые советы по бизнесу, руководства им и руку помощи в нем. Европейское понимание наставничества предполагает, что наставник обладает большим опытом и что он использует его в отношении опекаемого. Главная цель здесь – раскрытие способностей обучаемого, который должен научиться управлять своей карьерой.
В английском языке наставник обозначен словом «mentor». Ментором звали героя древнегреческой мифологии, который был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием. Английские справочные издания, доступные через Интернет, дают следующие определения: наставники – это люди, которые посредством своих действий и работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал. В Википедии есть вариант, определяющий наставника как следящего за опекаемым по соблюдению правил, норм, обычаев в разрешении конфликтов.
Советский вариант наставничества нес классовую нагрузку: опытный рабочий учил уму–разуму молодого, прививал ему классовое самосознание, осознание того, что он есть движущая сила построения бесклассового общества, т.е. коммунизма, обходящегося без государства и его принудительных законов, основанного на высоком коммунистическом сознании.
Таким образом, наставничество является широким понятием и, чтобы определиться на принципиальном уровне, необходимо рассматривать его в контексте той образовательной ситуации, которая складывается в магистратуре современной России. На сегодня магистратура – это второй уровень высшего юридического образования из четырех существующих. В этом плане получился некий гибрид из советского прошлого и европейского настоящего. Две образовательные системы совместились, что можно рассматривать как парадокс продолжающейся образовательной реформы.
В этом парадоксе магистратура есть европейская составляющая, коренящаяся в принципах академического права Болонского университета, возникшего в 11 веке. В этом университете наставничество связано с изучением римского права, знатоки которого — легисты – имели под своей опекой лучших студентов. Принципом наставничества здесь было знание критерий взаимоотношений, выше социальных и половых предрассудков. Наставники и студенты образовывали корпорации, которые объединялись под общим статусом и сливались в университет. Спецификой болонского академического права являлась демократия «снизу». На нее долгое время не могли влиять ни местные правители, ни даже римские папы. Студенты избирали ректора и совет, которым подчинялись профессора. Поэтому в университете наставник мог приобрести авторитет и влияние исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.
Обобщая все вышесказанное, можно вывести ряд общих принципов, на которых должна строиться деятельность наставничества в магистратуре:
правда — как правовое и метафизическое понятие;
морально–нравственная чистота в понимании религиозного права;
знание — как категория надсоциальная, надэтническая и надполовая, как продукт Разума;
демократия — как власть народа, стремящегося к образованию, а не к получению диплома.
Ахмед Рамазанов,
завкафедрой истории государства
и права ЮФ ДГУ, д.и.н.,
профессор