Совсем недавно, рассматривая вещи в бабушкином сундуке, я совершенно случайно увидела сверток из цветной материи.
Раскрыла его и обнаружила внутри красивые старинные серьги и браслет, а материя оказалась красивым платком. Я спросила у бабушки: "Откуда они у тебя?" Она сказала, что эти серьги, браслет и платок её бабушка надевала на свою свадьбу, а после передала ей. Впечатления от находки настолько яркие, что я решила продолжить изучение национального костюма и поведать вам о моих открытиях.
В настоящее время у населения действительно вырос интерес к этнической культуре Дагестана, а также к её возрождению в современном обществе. Ведь глядя в прошлое и возвращая в настоящее какие-то предметы быта, национальные костюмы, украшения, атрибутику горцев XVIII — XIX вв., мы как бы восстанавливаем традиции и обычаи того времени, что очень важно для культуры нашей республики.
Традиционная национальная одежда дагестанских горцев и горянок издавна славилась многообразием форм, цветовой гаммы, отделки и украшениями. Женская одежда была сложна в кройке, сохраняла оригинальность, своеобразие и нравы, нежели мужская.
Уже несколько лет идет реконструкция и сбор из разных уголков республики традиционных дагестанских национальных нарядов — как мужских, так и женских. Причем специалисты заметили тот факт, что многие свадебные наряды были маленьких размеров. И это неудивительно, ведь замуж девушек отдавали в 16, а то и в 15 лет.
В истории традиционного дагестанского наряда говорится о том, что в некоторых аулах свадебные платья дарились невесте женихом в качестве калыма.
По некоторым декоративным особенностям свадебных нарядов можно было определить возраст, статус в обществе и материальное положение горянок. Например, взрослые женщины носили одежду более темного оттенка, нежели молодые девушки, которые предпочитали одежду из более ярких тканей.
Материей для свадебного платья служила в основном парча, украшенная серебряными или золотыми нитками.
Как средство выразительности в традиционных нарядах использовались различные узоры и орнаменты. Также дагестанскими девушками высоко ценились ювелирные изделия из золота и серебра — неотъемлемая часть свадебной одежды.
Как украшения широко использовались различные серьги, кольца, браслеты. Особенно интересны кубачинские серьги и перстни. Они обильно украшены искусственными цветными камнями, бирюзой и жемчугом.
Следует отметить и значимость цветовой гаммы на свадебных церемониях. Основными цветами были белый, красный и черный. Белый цвет связан с семейным бытом, а чуть позже стал символом радости и чистоты, красный — символ очищения и благополучия, а черный — успокоение и милость духов предков.
Свадебная мода очень сильно изменилась за прошедшие годы. Сейчас платья в Дагестане, даже если этот праздник проходит по религиозным законам, белого цвета. Это может быть красивый дорогой наряд со шлейфом, украшенный камнями Сваровски или расшитый бисером. Порой свадебное платье шьется по индивидуальному заказу невесты вручную и украшается кружевом такой же ручной работы.
Но бывает и так, что семьи жениха и невесты соблюдают старые традиции сватовства, после чего само торжество проводят по светским законам. В этом случае невеста и жених готовят и национальный, и светский костюмы. Иногда свадебный наряд и прическа отличаются национальным колоритом.
Сейчас в республике есть также свадебные салоны, которые воспроизводят платья прошлых лет на современный манер. И это очень важно в возрождении этнической культуры Дагестана.
Эсмира Алиева