(Окончание.Начало в предыдущем номере).
В последнем случае дело этим не ограничивается, поскольку чиновники понимают, что слишком глубоки корни древа образования: помимо «мытья», используется и «катанье» — многочисленные преобразования всех звеньев системы, не оставляющие места и времени для стабильной, вдумчивой работы педагогов по эволюционному, постепенному совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Правые либерал-революционеры создают миф о том, что смысл общественно-политической жизни вообще сводится к бесконечным, перманентным реформам. Сакраментальный штамп «реформа» может, по их мнению, оправдать любую глупость и даже антигосударственный эксперимент, осуществляемый во имя возведенного в абсолют стремления к постоянной нестабильности. Нам еще памятны уроки радикального большевизма, когда во имя «мировой революции» по недопониманию губили тысячи людей и грабили ресурсы страны, выдумывая очередные мини-революции в сельском хозяйстве, промышленности и т.п. В действиях нынешних «реформаторов» от образования прослеживается уже одержимость бесноватых разрушителей, получающих сатанинское удовольствие от самого процесса дестабилизации этой сферы жизни общества, прикрываемого фиговым листком с надписью «реформы».
Работая в условиях перманентной нестабильности, постоянных реорганизаций и реформ, получая за свой тяжкий труд сущие гроши (примерно в 10 — 20 раз меньше, чем коллеги в развитых странах), работники сферы образования проявили чудеса гражданственности, долготерпения, верности профессиональному долгу, сумели сохранить ядро системы образования, а вузы и техникумы научились не просто выживать, но и прилично наращивать учебно-материальную базу за счет внебюджетной деятельности. В очередной раз западные стратеги и их «агенты влияния» в российском образовании столкнулись с тем, что «умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»
Если отвлечься от перипетий практически непрерывной войны государственных чиновников и государственной системой образования и обратиться к содержательной, сущностной его основе, то обнаруживается, что мы уже многое растеряли по пути к «светлому рынку». Чудовищная демагогия средств массовой информации, откровенная подмена понятия «образование» понятием «диплом об образовании» привели к профанации святого процесса формирования компетентной и благовоспитанной личности, к разгулу безнравственности в этой сфере, к коррупции и откровенной уголовщине. Ушли в прошлое романтические образы кристально чистого профессора–интеллектуала, бескорыстного подвижника-учителя сельской школы, увлеченных педагогов, живущих интересами дела. Наивный, добрый и в то же время мудрый наставник, не допускающий мысли о том, что подопечные могут его обманывать, — вот классический стереотип, сложившийся у старших поколений, таким представляли университетского профессора многие десятилетия, таким он выглядел в старых добрых кинофильмах, таким его любили и уважали. Теперь все иначе: жесткий прагматизм, отсутствие «сантиментов», последовательное осуществление принципа «знание — это товар». Что ж, логично – мы ведь идем вперед к «зияющим вершинам рынка», где можно купить все, в том числе и знания…
Многочисленные анонимные опросы студентов убедили нас в том, что значительная часть молодежи перестала воспринимать получение образования как удовлетворение потребности в самосовершенствовании, как средство интеллектуального и духовного обогащения личности. Мало кого интересуют знания, навыки — большинству нужен лишь диплом как символ престижа и будущего социального благополучия. Таким образом, понятие «образование» подменяется понятием «диплом», и такая инверсия целеполагания порождает уже целое поколение дипломированных профанов, рассматривающих свои фиктивные, по сути, дипломы в качестве элемента «джентльменского набора» — наряду с массивным перстнем, иномаркой, толстой золотой цепью и прочими аксессуарами «крутых ребят». Нас всех искренне веселят остроумные анекдоты о «новых русских», но в жизни не до смеха: достаточно представить себя в качестве пациента современного «крутого врача», получившего указанным выше образом диплом «международного» вуза, чтобы веселье, вызванное очередным анекдотом, мгновенно улетучилось.
Драматизм ситуации нарастает, в нашей республике филиалы вузов и колледжей можно встретить чуть ли не в каждом четвертом, пятом райцентре.
Всякий здравомыслящий человек представляет истинную «ценность» такого образования, всем вполне очевидна подмена полноценного процесса подготовки дееспособных специалистов неким учебно-методическим суррогатом, дающим, тем не менее, формальную возможность выписывать дипломы.
Другими словами, налицо явное расхождение сути и формы, подмена реального образования формальной процедурой выдачи диплома, растянутой во времени на ряд лет.
Все это, безусловно, плохо, но неумолимый закон рынка таков: если есть спрос, то непременно будет и предложение.
За десятилетия советской власти, благодаря самоотверженному труду коллективов государственных вузов и техникумов, Дагестан обрел серьезный интеллектуальный потенциал. Но если развитие событий будет идти по пути, определяемому современными бизнесменами от образования, то очень скоро, в течение жизни одного-двух поколений, потенциал может быть растерян, а Дагестан окажется наводнен псевдоспециалистами…
Материальное положение работников образования как нельзя лучше показывает истинное отношение власть предержащих к столь важной социокультурной сфере, как обучение и воспитание новых поколений граждан. Получая свою мизерную зарплату, учителя и преподаватели ощущают себя маргиналами, людьми, не способными обеспечить элементарные потребности собственной семьи. Нищий человек (даже весьма образованный) может вызывать у общества жалость, чувство сострадания, но только не уважение. Ученики перестают уважать учителей, студенты — преподавателей. В их глазах наставники из мудрых и добрых сеятелей «разумного, доброго, вечного» превращаются в неудачников, не способных обеспечить сносное существование своих детей. Куда уж им учить уму-разуму детей чужих!
В таких условиях перед педагогами всех уровней (от школьного учителя до вузовского профессора) самым серьезным образом встает вопрос об элементарном (если хотите, физическом) выживании. Здесь уже не до высоких материй, и никакая любовь к профессии не может заменить хлеба насущного. Решают проблему по-разному: кто уходит из образования в сферу бизнеса, кто ударяется в политику, пытаясь занять место под солнцем спекуляции на негативных настроениях сограждан, а большинство попросту начинает смотреть на образование как на «бизнес особого рода»… В последнем случае отчаявшиеся работники образования отбрасывают романтический настрой своей молодости и, не рассчитывая больше на наше «демократическое» государство, превращаются в дельцов от образования, не гнушающихся средствами ради обеспечения собственного материального благополучия. Очень сложно их судить, ибо скороспелая «демократия» последних лет сделала все, чтобы уничтожить хорошо налаженную государственную систему бесплатного образования, и предоставила работникам этой сферы «свободу выживания».
В результате проводимой государством образовательной политики в стране пышным цветом расцвело весьма сомнительное по качеству платное обучение в многочисленных негосударственных заведениях с громкими названиями (вплоть до «международных» университетов). Нельзя утверждать, что среди них нет вполне приличных заведений, но практика убеждает, что мы встали, в целом, на очень скользкий путь. Ведь не секрет, что многие новоиспеченные вузы, занимающие, как правило, помещения в бывших детских садах и яслях, практически не имеют материальной базы, а в народе их уже окрестили «вузами-яслями». В Дагестане же «ясельная болезнь» приняла характер эпидемии.
На мрачном фоне описанных выше проблем нашего образования поистине бальзамом для души объективного наблюдателя является ситуация, сложившаяся в Дагестанском государственном университете народного хозяйства, наш колледж (бывший Махачкалинский техникум строительства и экономики) вошел в его состав в октябре 2008 года, органично вписавшись в структуру многопланового учебного заведения, наряду с Бизнес-колледжем и Профессиональным колледжем. Без преувеличения можно утверждать, что руководство ДГУНХ во главе с президентом университета академиком Г. А. Бучаевым с самого начала четко определило свою позицию по вопросу, вынесенному в заголовок этой статьи: университет прежде всего и главным образом занимается формированием высокообразованных и высокопорядочных молодых граждан, истинных патриотов России и своей малой родины Дагестана. Весь коллектив университета ясно осознает, что нельзя такое святое дело, как образование, рассматривать с сугубо рыночных позиций – всего лишь как оказание образовательных услуг населению.
В добрые старые времена социальный статус школьного учителя и университетского профессора был очень высок, никому тогда в голову не могло прийти такое — считать их чьей-то обслугой. К сожалению, изменились времена, изменилось и отношение к учителю. Но в Дагестанском госуниверситете народного хозяйства удивительным образом сохраняется атмосфера высокого уважения студентов к преподавателям, младших к старшим, да и вообще здесь повсеместно ощущается доброжелательность и искреннее стремление помочь ближнему. Самое главное ощущение, которое не покидает здесь, — прозрачность и ясность всего, что делается, полное отсутствие какого-либо намека на корыстные соображения.
ДГУНХ – самый молодой из государственных учебных заведений Дагестана, ему всего 20 лет. Но с первых лет существования под руководством академика Г. А. Бучаева учебное заведение четко нацелено на формирование высокообразованных граждан, для которых формулой жизни являются слова великого писателя и мыслителя Ф. М. Достоевского: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Совершенно искренне обращаюсь к родителям: если вы хотите, чтобы ваши дети стали настоящими специалистами и хорошими добрыми людьми, посоветуйте им после школы идти учиться в ДГУНХ. Уверяю вас, ваши дети не пожалеют о таком выборе!
Магомед Магомедов,
директор Строительного
колледжа ДГУНХ,
заслуженный учитель РД и РФ
От редакции
После получения данного материала стало известно, что ДГУНХ успешно прошел аккредитацию на ближайшие 6 лет, а также мониторинг Рособрнадзора, по итогам которого вуз признан эффективным. С чем мы и поздравляем коллектив сотрудников университета.