…«Приговор» атеистки звучал грозно и горделиво:
«Мы делаем добро потому, что нам нравится, просто потому, что нам приятно делать добро. Вы же, верующие, делаете добро ради Рая и боясь Ада!»
Вслух не прозвучало, но, видимо, подразумевалось, что «добро» атеиста чище и достойнее: оно исходит из собственных устремлений человека, тогда как у верующего привязано к мотивации «кнута и пряника».
Возможно, в таком или примерно таком виде и вам приходилось иметь дело с этим тезисом. Он глубоко ошибочен, причем ошибок сразу несколько.
№1
Прежде всего: мусульманин поклоняется не Раю. Поклонение в исламе – это поклонение Всевышнему Аллаху, нашему Создателю. (Напомню, что в широком смысле поклонение – это не только ритуальное богослужение. Служение Творцу – понятие более широкое, оно в целом охватывает убеждения и дела человека. Это проявление покорности, смирения, подчинения и признание Господства Аллаха. Это совершение всех действий, которыми Он доволен, и воздержание от всего запретного).
Да, Рай и Ад – это известные инструменты в распоряжении Всевышнего одарить счастливчиков и сурово покарать других. Верующий должен помнить об этих обещаниях и угрозах и учитывать их, ведь они адресованы нам, и адресованы не просто так.
Но мусульманин поклоняется не этим творениям. Совершенно недопустима позиция из уст муслима: «Вот если бы не было Рая и Ада – я бы вообще не считал нужным поклоняться. Бог, Его религия, Его требования ко мне – всё это было бы мне «по барабану». Как говорится, остановите самолет – я слезаю».
Всевышнему поклоняются потому, что Он единственный, кто достоин поклонения, а больше никто не достоин.
Ему нет равных и подобных в Сущности. Ему нет равных и подобных в качествах, атрибутах – Всемогущий, Всезнающий, Милостивый, Творец и другие. Ему нет равных и подобных в действиях.
Только Он сотворил этот грандиозный мир и продолжает его творить. Только по Его Воле происходят любые события. Только Он обладает Самодостаточностью, ни в ком и ни в чем не нуждается (а всё остальное, включая нас, существует только по Его Воле).
Так что поклонение никак не сводится к страху кары. Это признание Господства Аллаха, это любовь к Нему, это благодарность Ему, это желание Его довольства, это осознание Его Величия и своей ничтожности перед Ним.
Он единственный, кто достоин поклонения, а больше никто не достоин.
А бывает ли поклонение кому-то другому? Ошибочно, в глубоком заблуждении и неверии – да, бывает. Некоторые люди поклонялись ранее или поклоняются сейчас каменным идолам, кому-то из пророков (обожествляя его), «богине любви» Афродите, солнцу, луне, природе, своим кумирам, самому себе, планетам и звездам (приписывая им влияние на события и судьбы людей), и т.д.
Но всё это – ошибочные объекты для поклонения. Единственный истинный Господь и Бог – Аллах. Кстати, арабское «Ля иляhа илля Ллаh» («Нет божества кроме Аллаха») ученые разъясняют и так – нет никого достойного поклонения кроме Аллаха. Почему только Он достоин – и было вкратце разъяснено выше.
№2
Тезис атеистки «Мы делаем добро потому, что нам нравится, просто потому, что нам приятно делать добро» кому-то может показаться заманчивым и соблазнительным, но на самом деле он очень опасен.
Вдумайтесь, что стоит за этими словами. Они означают, что человек мерилом истины считает – да, СВОИ оценки, СВОИ устремления, СВОИ «хотелки». Это означает, что в некотором смысле человек избирает себя неким высшим существом, которое само себе ставит задачи и само себя судит. Ну, и восхищается собой, когда «получилось!».
Это ровно противоположно тому, чему человека учит ислам. В соответствии с исламом человек должен, так сказать, знать свое место. Знать и смиренно занять его. Это место богобоязненного раба Аллаха.
Но это, кстати, вовсе не пассивность и апатия, как порой учит антиисламская пропаганда. Мол, мусульманин – это этакий безучастный «дохляк», который просто сидит и тихо вздыхает в аравийской пустыне под палящими лучами солнца; «а жизнь проходит мимо»…
Вовсе нет. Как раз-таки правильно поняв и осознав свое место, встав на этот путь, мусульманин может (и должен) быть энергичным, активным и усердным в своих благих делах.
Вспомним первые поколения наших братьев по вере. Это они-то были инертными и бездеятельными?! Они, которые за считанные десятилетия распространили ислам от Мекки и Медины до Атлантического океана на западе и до Индии на востоке?
(Вопрос, почему они были такими – деятельными, успешными, энергичными, и почему мы другие — это тема для отдельного большого обсуждения. Впрочем, краткое объяснение налицо: потому что мы в массе своей — плохие мусульмане).
Возвращаясь же к установке «делать потому, что нравится». Какие поступки и события ждут такого человека? Итак, он прислушивается к себе – и просто реализует то, что ему приятно (то, что приносит удовольствие, физическое и психологическое). Скажем, пьет любимый французский коньяк. Сплетничает (злословит) о коллегах, соседях, о родственниках. Кокетливо заигрывает с незнакомкой в маршрутке и не ограничивается флиртом. Не выполняет обещаний и договоренностей, особенно когда это хлопотно и лень. Не сдерживает чувств, легко вступает в конфликты и сам провоцирует их. Оказавшись в Москве, посещает стриптиз-клубы: «А чё, Русик говорил, действительно прикольно!»
Перечислять можно долго. Вариации мирских соблазнов многочисленны и разнообразны. Кстати, это не только материальные наслаждения, но и устремления «эго» — жажда славы, почестей, восхвалений.
Это и готовность обслуживать свои давние пристрастия и привычки, не борясь с ними и вообще не видя в них проблем.
№3
Но дело не только в расхождении мотивации, зачем совершать добро. Дело и в том, что под этим понимать.
«Мы делаем добро потому, что нам нравится, просто потому, что нам приятно делать добро» (из стартового тезиса атеистки).
Какой смысл атеистка вкладывает в понятие «добро»? Откуда она черпает свои представления об этом? Как проводит различение между добром и злом? Каким инструментарием пользуется?
Ворчливо отмахнуться, мол, это же и так понятно – не получится. «И так» не понятно. Люди разные, они придерживаются различных идей.
У красного большевика Троцкого – свои представления о «добре». У нациста Геббельса – другие. У православного монаха из Сергиева Посада – третьи. У индуиста с берегов реки Ганг – четвертые. У либерала-западника из штата Нью-Йорк – еще какие-то…
Если даже человек не придерживается какой-то более-менее стройной системы взглядов, а просто плывет по течению, как потребитель («Бери от жизни всё!», «Кайфуем, сегодня мы с тобой кайфуем!», «Оттянись со вкусом»), – что ж, это еще один вариант смутных представлений о смысле жизни.
И как не пропасть в этом неспокойном океане? «Вот блин, эти одно говорят, те – другое, в книгах еще чего-то пишут, в Интернете вообще всё запутано…»
Ислам подсказывает: нужно просто положиться на Всевышнего. Он — Всемогущий, Всезнающий и Милостивый, Он – тот, кто ведет прямым путем. Определение добра и зла, границы дозволенного и запретного – Его исключительная прерогатива.
Помните, в начале текста речь шла о гранях правильного поклонения Богу? Так вот, к поклонению относится признание, что исключительное право устанавливать правила принадлежит Ему, Аллаху. Категорически недопустимо для человека горделиво высокомерное «Я лучше знаю!», «Моя жизнь – мои правила!», «Я сам разберусь!» и т.п.
Есть такое расхожее выражение о взаимоотношениях людей — «они его боготворили». В истории человечества это одно из самых любимых (и самое неправильное!) дел – кого-то «творить богом», кого-то обожествлять, кого-то возвеличивать до степени Бога. Очень часто – самого себя, любимого.
Это необязательно в узком смысле ритуального поклонения – что человек вылепит собственное изображение и будет ему поклоняться. (Хотя, кстати, интересно, что на коллективных фото человек обычно прежде всего ищет взглядом себя. Но само по себе это, конечно, не поклонение). А вот другая грань поклонения самим себе у людей широко распространена. Это то, что в исламе называется право выносить хукмы – решения о том, что правильно и неправильно. Это право принадлежит исключительно Всевышнему. Человек же частенько присваивает его себе…
А может ли человек любить себя? Это естественное чувство, оно не запрещено. Нужно только знать своё место и не возвеличивать себя до степени Бога. Человек, который, так сказать, правильно себя любит, — это счастливчик, разобравшийся в главном: без Милости Всевышнего ему не на что рассчитывать. И мысль возвеличить (тем или иным образом) себя до степени Бога такому человеку просто чужда.
Ведь нет бога кроме Аллаха.
* * *
Представитель Духовного управления мусульман Дагестана Мухаммад-хаджи Магомедов напоминает о категорической недозволенности в день Ураза-Байрам выставлять на столе алкоголь и угощать гостей спиртными напитками (как это принято в некоторых домах и семьях). Это не говоря о том, что в исламе в принципе запрещено производство, продажа и употребление алкоголя.
Альберт Мехтиханов
В номере содержатся имена Всевышнего Аллаха, попадание которых в нечистое место по нормам ислама недопустимо.