Становление государства — сложный и длительный процесс, который происходил в течение тысячелетий. Изучая историю развития института государственности, приходишь к выводу: все же государство — это то, чем недоволен его народ. И важно, что большинство недовольных — молодежь.
Мотивация может быть любой, в том числе ощущение несправедливости по отношению лично к себе, к обществу или даже к отдельным людям. В сегодняшней России, на мой взгляд, внутри гниет плод, распустивший по всему государству, внутри каждого из органов исполнительной, законодательной и судебной власти червей, делающих жизнь самого обычного человека и гражданина тяжелее.
И имя плода — коррупция.
Какой человек на территории нашего государства не страдает от коррупции, кто не разочарован в институтах власти и чиновниках, количество которых с каждым днем растет — в комитетах, агентствах, органах и министерствах?
Для примера ограничимся нашей республикой.
Кто из родителей или учеников не испытывает страх и волнение перед сдачей экзаменов в школе? Но при этом они знают, что уверенности им может придать наличие денежных средств.
А почему?
Может, причина еще в корне? Когда родители знают, что учебники нужно покупать, а педагоги относятся безответственно к процессу обучения, так как не может быть любимой работа, за которую так мало платят; когда на директоров школ возложили ответственность за качество обучения и как помощь дали стимулирующие, а они забыли об ответственности и начали искать «безопасные» способы хищения бюджетных средств, успешно осваивая навыки в соответствующих ведомствах?
А может, еще и в том, что для молодых педагогов это было единственной возможностью получить высшее образование, так как до введения ЕГЭ для многих выпускников высшие учебные заведения, превращенные в точки продажи дипломов, были просто не по карману.
Может ли быть причина в этом? Я не знаю.
Или больницы и поликлиники, в которых из-за низкой оплаты труда мало настоящих специалистов, что породило кучу платных центров, куда вынуждены ходить пациенты за немалые деньги, так как бюджетные учреждения не предоставляют соответствующие услуги. А государство имеет целое ведомство, разделенное на региональные аналоги, в которых работают немалые штаты. Кто из жителей нашей республики не считает, что нужно отблагодарить врача, чтобы лучше лечил? Кто не покупал дорогие лекарства, находясь в стационаре? Какая смертность в наших роддомах? И сколько надо заплатить, чтобы безопасно дали жизнь человеку и будущему гражданину?
Возможно, причина в том, что многие врачи не видят себя в этой профессии, учебу в вузе проплачивали, не стараясь постичь нужные знания, а те, кто ответственен за подготовку кадров, не заставили их понять, что призвание врача — оказывать помощь.
Кто из жителей нашей республики не знает, что можно избежать наказания за преступление? Вопрос только в цене. И кто, без намерений или умысла совершив небольшое преступление, может рассчитывать на справедливое следствие или суд, не заплатив за это?
Может, есть жители республики, которые не знают, сколько стоит получить водительское удостоверение, ни разу не побывав в автошколе, но все же большая часть знает. Может, все так и задумано: выдаешь права тем, кто не знает правил дорожного движения, а потом штрафуешь их — отличная возможность приучить работников ГИБДД к коррупции.
У меня нет ответа на этот вопрос, думаю, он должен быть, опять же, в соответствующих ведомствах.
Перечислять можно бесконечно и проблемы инвалидов, так как «хорошая» сложилась практика — за определенные суммы продавать инвалидность. Или взять талантливую и образованную молодежь, у которой нет родственников из элиты и она не востребована на огромном рынке продажи рабочих мест.
Мы все об этом знаем, только неизвестно, кто и с какой целью принес в государство этот «дар», зато мы не можем не признать, что страдает наше будущее.
Марижат Гаджимагомедова,
аспирант кафедры политологии
и социологии ДГПУ