«Утро добрым сложно назвать. По всему берегу в Редукторном трупы», — подпись в соцсети «Фейсбук» к фотографии с мертвыми тюленями на берегу моря в Махачкале. «Молодежка» обратилась в Институт экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета, чтобы понять, отчего такое могло случиться.
— Мы выезжали и осматривали этих тюленей. Скорее всего, они запутались в рыбацких сетях. Трупы старые, уже, видимо, две-три недели плавали в море, и их течением вынесло. Сейчас начинается миграция тюленей в Cеверный Каспий, и до конца декабря, как обычно, их будет часто выносить на берег, — сообщил Алимурад Гаджиев, директор Института.
Эколог отметил, что ничего необычного в этом уже, к сожалению, нет.
— Ничего необычного, но трагично то, что много животных попадает в рыбацкие сети и погибает. Численность сократилась катастрофически. Если отталкиваться от мнения ученых, то в Каспии сейчас обитает порядка 70-100 тысяч особей. Хотя полвека назад их насчитывалось около миллиона.
Чтобы попытаться спасти каспийского тюленя, в 2019 году его занесли в Красную книгу Дагестана.
— Это предполагает ряд охранных и мониторинговых мероприятий. Наш Институт активно в этом направлении работает. У нас есть поддержка фонда принца Монако Альберта, который входит в совет Русского географического общества, это обширная программа, мы ее реализуем с АНО «Центр природы Кавказа». Эта программа предполагает комплекс мер: тюлений патруль, мониторинг среды – качества воды, обследование мертвых животных, — пояснил ученый.
Дагестанские экологи хотят внести каспийского тюленя в Красную книгу России. Но не все эту идею поддерживают.
— Коллеги из Всероссийского института рыбного хозяйства активно выступают против того, чтобы вид был занесен в Красную книгу России. Почему? Если это промысловый вид, институт получает от государства деньги каждый год на обоснование расчетов допустимого улова. Они могут лишиться этих средств.
Последние два года промысловый вылов тюленей не ведется. Но были времена, когда ежегодно в Каспии вылавливали по сто тысяч животных.
— В советское время Дагестан на промысел по сто тысяч особей забивал. Жир, шкуры использовали, например, во время Великой Отечественной войны. И в послевоенные годы тюлень был промысловым объектом.
После внесения тюленя в Красную книгу его вылов в Дагестане — уголовка. На днях в суд направлено уголовное дело в отношении трех жителей республики, обвиняемых в незаконной добыче тюленей в Каспийском море. Следствие установило, что граждане на маломерном судне вышли в Каспийское море и примерно в 30 километрах от берега установили как минимум четыре ставные сети длиной 100 метров каждая. К сожалению, в сети попались и тюлени, чем воспользовались местные рыбаки, сняли с них шкуры, а туши выбросили в море. На обратном пути они были задержаны пограничниками.
Обвинения им предъявлены по трем статьям Уголовного кодекса.
Но Алимурад Гаджиев отмечает, что случаи целенаправленного браконьерства, связанные именно с тюленями, редки:
«Я очень плотно с рыбаками общаюсь. 99,9 процента из них специально не охотятся на тюленей. Если найдут в сетях живыми – выпускают. А если уже не живой – тогда, к сожалению, снимают шкуру.
В то же время есть и браконьеры, которые знают, где лежбища, кидают там сети. Потом забивают животных и снимают шкуры. Один раз 60 шкур в байде нашли.
Однако надо понимать, что Каспий – это пять государств. Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Эти проблемы есть и там. И браконьеры тоже. В Казахстане их еще больше. Где-то контролируется, где-то нет…
В настоящий момент вид находится в опасном состоянии. Он занесен в международную Красную книгу и в Красные книги Азербайджана, Туркменистана. В Иране ему тоже присвоен охранный статус».
Из-за отсутствия единой программы экологического мониторинга для всех пяти стран, имеющих доступ к Каспию, сложно работать над сохранением численности животных, говорит собеседник «Молодежки». В Дагестане уже десять лет не подсчитывали численность тюленей. Последняя, неудачная, попытка была в этом году.
— Последние авиаучеты были проведены в 2008 году. Экологические методы расчета — концентрация животных на определенной площади. Естественно, каждую особь отдельно посчитать невозможно. Но даже такие исследования давно не проводились. Были попытки в начале 2019 года. Даже самолет был поднят в воздух. Но казахстанская сторона не разрешила полет — нарушение границ чужого воздушного пространства, — рассказал Гаджиев.
Попадание в рыбацкие сети – пожалуй, одна из главных причин смерти животных.
— Тюлень – мигрирующий вид. Из среднего Каспия они мигрируют сейчас на север. Поэтому и попали в сети. Рыбаки несколько дней сети не проверяли – не было погоды. И тюлени погибли в сетях.
Но помимо этого влияют также загрязнение среды, болезни и вирусы, сокращение естественных мест обитания.
— В прошлом году на территории побережья протяженностью десять километров насчитали более 300 мертвых тюленей. В этом году статистика еще ведется. Но из года в год ситуация не улучшается. Численность выброса сокращается. Но это не оттого, что кто-то какие-то меры предпринял. Это потому, что самих животных, к сожалению, становится меньше.
Для мониторинга береговой линии в Институте экологии и устойчивого развития ДГУ создан «тюлений патруль».
— Эта группа, куда входят рыбаки, аспиранты, студенты и ученые, мониторит побережье. Сейчас нередко встречаются трупы на берегу. Из-за особенностей течений и концентрации рыбацких поселков чаще всего — в районе Сулака и в северной части Каспия, — отметил Гаджиев.
У Института есть идея и даже разработан план создания реабилитационного центра для тюленей на озере Ак-Гёль в Махачкале. Но денег на его реализацию пока нет.
Анастасия Расулова
Читайте также:
Всплытие показало. Гибель рыбы на Каспии могли вызвать морские стрельбы
В сухом остатке. Махачкалинцы требуют спасти озеро Ак-Гёль
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta