Еще в середине ХIХ века с помощью народной стройки с гор в равнинную часть Дагестана была проложена дорога через Гимринский хребет. Долгие годы она оставалась единственным путем для гужевого транспорта.
Со временем появились другие, более удобные дороги и через Харибский перевал, и через Буйнакск, и через Леваши. А про старую, прозванную в народе Шамилевской тропой, или Бузнаса-нух, как-то успели позабыть, и прошедшие века стерли её с лица земли, оставив лишь едва заметную тропинку, по которой и пешком-то пройти рискованно.
Но вспомнили. Вспомнили через столетия ту старую дорогу. Возникла идея её восстановить и реконструировать. И нашлись люди, готовые воплотить эту идею в жизнь. Это и фонд социально-экономического развития Дагестана «Родные горы», и Духовное управление мусульман Дагестана в лице муфтия Ахмад-хаджи Абдулаева, и люди доброй и широкой души Магомедкамиль Дибиров из ООО «Дагтэко» с активным общественником из селения Тлох Ботлихского района Магомед-хаджи Абдулатиповым.
Надо признаться, до сих пор можно встретить скептиков в вопросе целесообразности реконструкции старой дороги, но преимущества её очевидны. Это 31 километр от селения Новый Чиркей Буйнакского района до места слияния Аварского и Андийского Койсу в Унцукульском районе. Дорога без подъемов и спусков, пригодная для безопасного круглогодичного движения как легкового, так и грузового транспорта.
Однако у республики не нашлось средств на новую дорогу. Но зато у населения был пример предков: сделать все сообща, как в те далекие времена. Так и начали, рассчитывая исключительно на народ, благотворительность.
Сегодня и ДУМД, и жители горных районов, и отдельные состоятельные люди, считающие строительство дорог богоугодным делом, являются основными спонсорами реконструкции.
Работа закипела. И, хотя прошло всего около полугода с начала реконструкции, объём сделанного впечатляет. Это около 7,5 километров проложенного прохода, по которому свободно проезжает тяжелая японская строительная техника, не говоря о легковом транспорте.
В день, когда мы побывали на стройке, Гаджимурад Абдусаламов и Шамиль Абдуразаков мощными ковшами своих экскаваторов снимали горный пласт, метр за метром, двигаясь вперед. Здесь же мы встретились и со взрывотехниками из ООО «Энергострой», братьями Гочомахалом и Даитбегом Гочомахаловыми. Под оглушающий шум компрессора умело пробуривали они проемы для установки взрывчатки в отвесной скале Бузна. По их словам, подобное им не в новинку: за плечами практика на многих участках строительства дорог в горных районах республики.
И конечно, нам было интересно поговорить с человеком, отвечающим за весь процесс работы. Это Магомедкамиль Дибиров. Более 40 лет работает он в системе гидро- и дорожного строительства. Под его руководством построен не один объект, проложена не одна сотня километров автодорог в разных частях Дагестана. Но все-таки дорогу Новый Чиркей — Ашильта он считает главным объектом своей трудовой жизни. Вот и бегает, суетится и говорит, что всё это в радость. По словам Магомедкамиля, до конца текущего года будет проложена вся дорога, причем ширина её составит 15 метров. А в следующем году начнется прокладка асфальтового покрытия. Для этого требуются средства, в первую очередь финансовые. Ведь, по предварительным расчетам, реконструкция дороги обойдется примерно в полмиллиарда рублей. А теперь представьте, во сколько раз поднялась бы эта сумма при проведении работ с государственным финансированием. Народная стройка, она тем и отличается, что удешевляет весь ход работ. Да и на качество не пожалуешься.
Дибиров пожелал через газету выразить признательность всем, кто оказывает помощь. Это и руководители районов и населенных пунктов, и отдельные организации с учреждениями, и частные лица. Верится, что найдётся немало тех, кто и впредь готов оказывать помощь в завершении начатой стройки. Они могут связаться с председателем фонда «Родные горы» Гаджимурадом Муртазалиевым по телефону: 8-928-055-60-12 или с ДУМД через имамов населенных пунктов и районов.
Избодин МАГОМЕДОВ