2 сентября 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был введен почетный знак различия для маршалов Советского Союза – Маршальская Звезда.
Она являлась знаком различия звания «маршал Советского Союза», в современной Российской армии является знаком отличия звания «маршал Российской Федерации».
Позднее (в феврале 1943 и марте 1944) для маршалов родов войск была введена так называемая «малая» Маршальская Звезда. В современной Российской армии она сохранялась до 21 января 1997 как знак различия званий «генерал армии» и «адмирал флота».
Два типа Маршальской Звезды в Вооружённых Силах СССР и РФ – наименование двух почётных знаков различия высших воинских званий. Оба в виде пятиконечной звезды из золота и платины с бриллиантами, носимой при парадной форме на шее (под воротником мундира, а с 1955 года – на узле галстука).
Звезды различаются размерами и наличием бриллиантов между лучами. Официальные их названия изменялись в зависимости от того, какие воинские звания получали право на их ношение: но условно их можно обозначать как Маршальскую Звезду «большого» и «малого» типа, изготовлено таких звезд было около 200 и 370 штук соответственно.
Хотя оба типа Маршальской Звезды и являлись знаком различия, но, в отличие от погон и других элементов формы, специально вручались в торжественной обстановке, подобно государственным наградам; как правило, Звезду вручал лично председатель Президиума Верховного Совета СССР. Обладателю Маршальской Звезды выдавалась также особая грамота. После смерти или разжалования военачальника Звезда подлежала сдаче в Алмазный фонд.
21 февраля 1944 г. эта высокая награда была вручена нашему земляку, уроженцу Хасавюрта Михаилу Петровичу Воробьёву в связи с присвоением ему воинского звания – «маршал инженерных войск».
Он родился 29 декабря 1896 г. в слободе Хасав-Юрт Терской области. Во Владикавказе окончил реальное училище. В 1916 г. был призван в Русскую императорскую армию, в 1917 г. окончил школу прапорщиков в Оренбурге. Принимал активное участие в Первой мировой войне. В марте 1918 г. вступил в Красную Армию. Участвовал в Гражданской войне. Был красноармейцем 1-го Владикавказского советского отряда, с апреля 1918 — командиром дорожно-мостовой роты, бригадным, а затем дивизионным инженером. Воевал на Южном фронте против войск генерала А. И. Деникина, на Западном — против Польской армии, на Кавказском — против армии меньшевистской Грузии.
С 1921 г. продолжал службу в инженерных войсках. Командовал сапёрным батальоном, был начальником связи стрелкового корпуса. В 1929 г. окончил инженерный факультет Военно-технической академии РККА, оставлен для окончания адъюнктуры при академии. С июля 1932 г. преподавал в этой академии, в том же году стал там же начальником факультета инженерного вооружения, в 1935 г. — начальником командного факультета. Одним из первых в СССР стал заниматься вопросами тактики действий инженерных войск и полевой фортификации, развивал передовые идеи русской дореволюционной военной мысли. Автор трудов «Служба заграждений» (1931), «Заграждения (устройство, применение, преодоление)» (1932), получивших широкое признание и использовавшихся в качестве пособий в военных училищах и академиях.
С июля 1936 г. — начальник Объединенной Краснознаменной военно-инженерной школы имени Коминтерна в Ленинграде, которая в 1937 г. была переформирована в Ленинградское военно-инженерное училище. Участник советско-финской войны. С июля 1940 г. — генерал-инспектор инженерных войск РККА. Комбриг (1939). Генерал-майор инженерных войск (1940). В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны — с июня 1941 г. Сначала был назначен начальником инженерного управления Западного фронта. Одновременно с декабря 1941 г. являлся командующим 1-й сапёрной армией. Участвовал в оборонительном Смоленском сражении. В битве за Москву был одним из руководителей строительства оборонительных рубежей и создания системы противотанковых заграждений на ближних подступах к столице, которые сыграли большую роль в срыве немецкого наступления.
С апреля 1942 г. и до конца войны — начальник инженерных войск РККА. Кроме постоянной работы по формированию частей инженерных войск и насыщению действующей армии новой инженерной техникой, лично привлекался на наиболее ответственные участки фронта для решения сложных задач. В 1942 г. участвовал в Сталинградской битве, возглавляя строительство оборонительных рубежей под Сталинградом. При прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года координировал действия инженерных войск Ленинградского и Волховского фронтов. Весной и летом 1943 года лично руководил строительством оборонительных рубежей на обеих фасах Курской дуги, на которых в ходе Курской битвы были перемолоты обе ударные группировки врага. В ходе массового наступления советских войск во второй половине войны внёс значительный вклад в инженерное обеспечение форсирования крупных водных преград, особенно в ходе битвы за Днепр. На завершающем этапе войны особенно много делал для развития понтонно-мостовых частей. Быстро вырос в воинских званиях: 29 марта 1943 г. стал генерал-лейтенантом и в этом же году генерал-полковником инженерных войск, а 21 февраля 1944 г. — маршалом инженерных войск, став первым военачальником, удостоенным этого высокого воинского звания.
После войны в течение 7 лет продолжал возглавлять инженерные войска Советской Армии. В апреле 1946 г. должность Воробьёва стала именоваться «начальник инженерных войск Сухопутных войск». С 1954 г. — заместитель начальника строительства и расквартирования Министерства обороны СССР. С 1956 г. и до конца жизни — помощник командующего войсками Прибалтийского военного округа по строительству и расквартированию.
Скончался 12 июня 1957 г. после тяжелой болезни в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище. За подвиги, совершенные во время войны, получил награды: два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Суворова I степени, орден Отечественной войны I степени, медали. С 1978 г. имя маршала инженерных войск Воробьёва носят московская Измайловская гимназия, а также улицы в Москве, Владикавказе и Хасавюрте.
Наталья ТАБУНЩИКОВА