Довольно распространено мнение, что убийства, взрывы, кровопролития в мире исходят прежде всего от мусульман. Есть множество его сторонников. Однако мнение это не соответствует действительности. В истории человечества воевали самые разные государства, народы, силы и группировки. Кстати, в самой кровопролитной войне – Второй мировой – вовсе не мусульмане и мусульманские страны были в числе главных действующих лиц. Счет жертв тех сражений ведется на десятки миллионов погибших.
И после Второй мировой, когда ряд государств вступил в ООН и все вроде бы настроились жить мирно – мир не наступил. Государства продолжали вооружаться, наращивать арсенал ядерного оружия (впервые примененного США против Японии), офицеры и солдаты по-прежнему готовились к войнам. И не только готовились. Куда вводили войска Соединенные Штаты – хорошо известно. Другая сверхдержава того периода – Советский Союз – тоже прибегала и к локальным войнам, и к увеличению своих военных баз.
Совсем свежие события также не являются секретом. Оккупация Ирака. Введение войск в Афганистан. Бомбардировки Сектора Газа в Палестине. Боевые действия на востоке Украины, в том числе с разрушением жилых кварталов…
И если кто-то громко кричит: «Мусульмане – террористы!» — пусть он оглянется. Оглянется на историю человечества и на нынешний период.
В то же время мы не будем отрицать очевидные вещи. Факты, когда именно мусульмане неоправданно и неправильно применяют насилие – есть. Что происходит и как к этому относиться?
Считаю нужным повторить главные тезисы. В исламе при совершении действий очень важны и правильное намерение, и знание, как это нужно делать. Правильное намерение – ради Аллаха, чтобы Он был доволен сделанным поступком мусульманина. Не ради славы, не стремясь к почестям и восхвалениям и не ради собственного самодовольства, мол, вот какой я крутой с автоматом в руках.
Важно то, что действия в исламе должны совершаться на основе знаний. Будь то омовение, молитва, пост, джихад, дозволенный заработок и отдых – мусульманин должен знать, КАК ПРАВИЛЬНО ЭТО ДЕЛАТЬ. А если не знает – изучать, уточнять у знающих.
Вопросы войны и мира в религии рассмотрены, как и многие другие. Есть ситуации, когда применение оружия оправдано и даже обязательно – например, кара преступника по справедливому приговору исламского суда. Или ведение сражения на законной войне. Но есть и иные ситуации, когда с другого человека даже волос не должен упасть. Это страшный грех – пролить кровь того, чья жизнь защищена и недозволена…
К защищенным от применения силы категориям могут относиться и немусульмане. То есть в ходе законной войны (джихад) соблюдаются строгие правила. В отсутствие же войны целые массы немусульман, например, зиммии, также защищены от посягательства на жизнь.
Ханзаля аль-Катиб сказал: «Мы вышли на битву с Посланником Аллаха (мир ему и милость Аллаха), и мы наткнулись на убитую женщину, и люди собрались вокруг нее. Они расступились для Посланника Аллаха, который сказал: “Эта женщина не была среди тех, кто сражался”. И затем он сказал одному человеку: “Иди к Халиду Ибн Валиду и скажи ему, что Посланник Аллаха приказывает тебе: “Не убивай ребенка, не убивай слабых”» (передали Ибн Маджа и Абу Дауд).
И в «Шарх маани аль-асар» ат-Тахави привел с достоверной цепочкой передатчиков, что пророк Мухаммад (мир ему и милость Аллаха) отправил послание своим армиям, где сказал: «Не убивайте детей». И в другой передаче: «Не убивайте старика». И в другой передаче: «Не убивайте ребенка или женщину» («Шарх маани аль-асар», 4 — 221).
И из наставления халифа Абу Бакра командующим его армий: «Не убивайте женщину, ребенка и пожилых и дряхлых стариков. Не срубайте плодоносных деревьев, не разрушайте строений и не убивайте овцу или верблюда, кроме как с целью съесть их. Не затопляйте и не срубайте пальмовые деревья. Не переходите границ и не будьте трусливы» (передал имам Малик в «Муватта», 858, Байхаки в «Кубра», 17927, и передается это от Абу Бакра очень большим количеством путей, как сказал имам Ибн Касир в «Иршад», 2/320).
Ибн Аббас, поясняя слова Всевышнего в Коране (2:190), сказал: «Не убивайте женщин, детей, стариков и тех, кто обратился к вам с миром и не сражается с вами! А если вы совершите это, то вы преступившие границы» («Тафсир ат-Табари», 2546).
И когда молодых людей призывают вступить в те или иные группировки, нужно еще тщательно разобраться: является ли их деятельность истинным исламским джихадом или за таким названием кроется очередная смута. Не давайте себя обмануть! Принимайте решение не в сиюминутном эмоциональном всплеске и не на основе красивых роликов, снятых на голливудском уровне и размещенных в Интернете. Прежде всего разберитесь, что представляет собой данная группировка, что о ней и её деятельности говорят уважаемые и авторитетные в религии специалисты в Дагестане и за рубежом.
Будьте внимательны, берегите себя и своих близких от экстремизма.
Если не хватает собственных знаний, обращайтесь к грамотным имамам, к алимам, старайтесь, чтобы и дети ваши общались со знающими ислам людьми.
Руслан Исаев