Так называли в полку боевые друзья прославленного воздушного аса Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана, которому на этой неделе 25 октября исполнилось бы 95 лет. Об этом человеке написано много книг. Но вот как рассказывается о нем в книге «Энциклопедия военного искусства: воздушные асы Второй мировой войны», мне понравилось больше всего.
— Он родился в 1920 г. в татарском ауле Алупка (полуостров Крым). В 17-летнем возрасте поступил в Симферопольский аэроклуб, где получил первоклассное лётное образование. Через два года его отправили в Качинскую военную лётную школу. В 1940 г. он закончил учебу, получил звание лейтенанта и был направлен в 4 авиаполк Одесского военного округа.
В начальный период войны с немцами летчики этого полка, вооруженного самолетами И-153 «Чайка», выполняли главным образом штурмовые полеты против наступавших колонн вермахта. При таких заданиях полк, однако, нес большие потери, и уже в ноябре его остатки соединили с другими авиачастями. Амет-Хан в это время совершил около 130 боевых вылетов, но у него еще не было ни одной воздушной победы.
В начале декабря 1941 г. заново сформированный авиаполк был вооружен британскими самолетами «Харрикейнами». Заданием авиаполка стала воздушная защита Ярославля.
31 мая 1942 г. Амет-Хан сбил свой первый самолет. Крылом «Харрикейна» он ударил плоскость Ju-88. Советскому летчику повезло, он вовремя очнулся после столкновения и воспользовался парашютом. После этого случая удача в воздушных боях уже не покидала Амет-Хана. До конца июня он уничтожил еще 3 самолета противника.
Вскоре авиаполк был перевооружен на Як-1. Уже в первом боевом вылете на этом типе самолета Амет-Хан сбил Ju-88, и в течение месяца его успех вырос еще на 7 воздушных побед. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда в августе 1942 г. создавалась эскадрилья из лучших летчиков-истребителей 8-й воздушной армии, он оказался во вновь набранной группе. За время двухмесячной службы в составе этой элитарной эскадрильи он уничтожил 2 Bf-109.
В октябре 1942 г. Амет-Хан вернулся в свой авиаполк, который в это время базировался под Сталинградом. Во время одного из воздушных боев его самолет был сбит, и летчик вынужден был прыгнуть с парашютом. В это время его, совершенно беззащитного, атаковали немецкие истребители. От смерти Амет-Хана спас друг – летчик-истребитель Владимир Лавриненко, который бросился в атаку на воздушных пиратов.
В Сталинградской битве летчики авиаполка одержали много побед, но и потери их были большими. В это время командование решило вернуться к созданию «асовского» подразделения. Так был создан знаменитый 9-й Гвардейский Краснознаменный Истребительный Одесский полк. Командиром его стал ветеран войны в Испании Лев Шестаков. В составе полка воевали многие прославленные летчики: М. Баранов (24 победы), В. Лавриненко (35+11), А. Алелюхин (40+17), П. Головачев (26). В окружении этих сильных летчиков не терялся и командир 3-й эскадрильи Амет-Хан Султан.
Весной 1943 г. 9-й полк был перебазирован в район Кубани и перевооружен самолетами «Аэрокобра» Р-39. Машины эти пришлись по вкусу почти всем летчикам, а татарин на американском истребителе одержал несколько воздушных побед. В августе 1943 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. Им тогда было выполнено 395 боевых вылетов. Он провел 79 воздушных боев, в которых сбил 30 самолетов лично и в группе.
На переломе 1943/1944 годов авиаполк вел бои над Крымом, а Амет-Хан совершил много подвигов. Однажды он заставил приземлиться Fi-156 «Storch», который вез важные документы. В другом полете около Алупки, своей родины, сбил Fw-190.
После освобождения Крыма Амет-Хан получил отпуск и смог, наконец, проведать семью. Но эта встреча оказалась нерадостной. Его брата разыскивало НКВД (за «тайное сотрудничество с фашистами»), а матери, как и большинству крымских татар, грозило выселение. Благодаря помощи генерала Хрюкина, мать Амет-Хана осталась на родной земле.
Вскоре 9-й авиаполк был перебазирован в район Москвы и получил самые новые советские истребители Ла-7. После переучивания летчиков полк был перебазирован на аэродром Вилковишкино в Литве, где его присоединили к 303 авиадивизии, которой командовал Г. Захаров. В этой дивизии воевал также авиаполк французских летчиков «Нормандия-Неман»
Последнюю победу Амет-Хан Султан одержал 25 апреля 1945 г., сбив над аэродромом Шенефельд 30-й самолет — Fw-190. 26 июля 1945 г. он был награжден второй Золотой Звездой.
После войны карьера Амет-Хана не была усыпана розами. Как брат предателя он постоянно был под опекой службы безопасности. Только благодаря помощи боевых друзей он стал летчиком-испытателем. Работа эта отвечала его неспокойному характеру, однако была небезопасна. 1 февраля 1971 г. доверенный Амет-Хану Ту-16 во время испытательного полета взорвался в воздухе. Весь экипаж погиб.
Во время Второй мировой войны Амет-Хан Султан выполнил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, во время которых сбил 30 самолетов противника лично и 19 – в группе.
Кстати, авторы этой книги включили Амет-Хана Султана в 20-ку лучших советских воздушных асов Великой Отечественной войны.
Наталья Табунщикова