Будь я министром образования, всем учителям начальных классов, особенно первых, сразу бы звание заслуженного учителя присваивала и ордена вручала.
Как-то проводила с первоклассниками литературный конкурс, посреди урока учительницу вызвали к начальству. Стоило за ней закрыться двери, тут же начался самый настоящий ералаш.
Кричать на детей я не могла, а нормальных слов они не понимали. Я за голову схватилась. Дети сразу успокоились, как только в дверях появилась их учительница.
Наш разговор с учительницей начальных классов Кизилюртовской гимназии №5 Салимат Омаровой, педагогический стаж которой 23 года, начался именно с темы дисциплины первоклассников.
— Салимат Магомедрасуловна, я обратила внимание, что учителя в школах ходят невеселые, со строгим выражением лица. Это что, профессиональное?
— К сожалению, вы точно подметили. К примеру, набирая первоклассников, первые недели нельзя улыбаться, нужно показать строгость и ответственность, серьезность и необходимость получения знаний. А радость, смех, доброжелательность будут потом. Без дисциплины нет и процесса обучения.
Моя любимая учительница Вера Васильевна часто повторяла: «Сначала наладь дисциплину, чтобы поняли, кто тут главный, а уж потом свои личностно-ориентированные методы используй!»
Мой опыт показывает, что если в первую неделю работы учитель не наведёт дисциплину, дальше будет хуже. Решающими являются вообще первые уроки. Если в это время поставить себя как надо, заинтересовать детей, тогда будет толк. Кроме того, сразу становится видна разница в умственном потенциале каждого нового набора.
Дети должны быстро понять, кто в классе главный.
Мне в этом помогают различные игры на переменах, динамические минутки. А еще первые два месяца я практически не выхожу из класса, приучая детей к тому, что в классе хозяин — учитель.
На первом же родительском собрании я родителям предъявляю конкретные пожелания по воспитанию и обучению детей в моем классе и требую, чтобы их выполняли.
— Многие учителя жалуются, что дети в школу приходят неподготовленными. Что это значит?
— К нам в гимназию приезжают учиться из разных селений без должного знания русского языка. Ребёнок сразу включается в новую систему, которая ужесточает условия жизни и выступает для него как стрессогонная.
В последние годы у детей часто наблюдаются нарушения нервно-психической сферы, которые могут развиваться по самым разным причинам. Когда об этом говоришь родителям и просишь проконсультироваться с врачами, они обижаются. А многие из них вообще скрывают детские болезни.
Вторая причина. Современные родители, а это обычно молодые люди до 30 лет, стараются отдать ребёнка на воспитание бабушкам. Они объясняют это поиском хорошей работы, отсутствием жилья и многими другими причинами. Но чаще всего просто уклоняются от воспитания ребёнка. Какими бы замечательными ни были бабушки-дедушки, ребёнку требуется именно мама.
Психологи давно доказали, что только материнская любовь делает его здоровым и счастливым. Даже раннее отлучение от груди ребёнка приводит к тому, что на уроках он сосет ручку, грызет ногти, и это так увлекает, что уже не способен воспринимать речь учителя.
И если ученик неправильно реагирует на замечания учителя и насмешки одноклассников, то у него может развиться агрессивность.
Недополучение материнской ласки и любви не проходит бесследно. Ребёнок ощущает себя брошенным и даже виновным. Мама оставила его потому, что с ним что-то не так. Тем более если у мамы есть ещё дети, которые живут с ней. Он пытается взрослым доказать, что с ним всё в порядке, ведёт себя слишком активно.
В начальной школе с каждым годом увеличивается количество гиперактивных детей, которые плохо понимают слово «нельзя», капризничают, не имеют чёткого разделения определений «плохой» и «хороший», совершают необдуманные поступки. Эти дети постоянно ёрзают на стуле, качаются, ходят по классу во время урока, могут выйти в коридор, заявляя: «Я устал». Все эти проблемы являются порождением материнской депривации.
Третье. Стиль семейного воспитания. При попустительском стиле родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Непоследовательно и неумело используют методы поощрения и наказания.
В Гудермесском педагогическом училище, где я училась, преподаватель психологии Алла Алексеевна разбирала с нами разные ситуации, которые могут возникнуть во время работы с учащимися.
К примеру, первоклассники не умеют общаться, грамотно выстраивать отношения между собой, а это влечёт за собой частые ссоры на переменах и уроках. Некоторые ученики ведут себя плохо для того, чтобы учитель уделил им особое внимание. Ребёнок хочет быть рядом с учителем, желает быть замеченным, хочет нравиться, рассказывает обо всём.
Многие родители думают, что главным при подготовке к школе является овладение детьми чтения, письма, счёта. Для хорошей адаптации в школе эти навыки являются второстепенными.
В детском саду основная задача — воспитание активной, любознательной, инициативной личности. Ребёнок должен научиться положительному отношению к себе, прежде всего обладать чувством собственного достоинства и уверенностью в своих силах.
За короткие четыре года в начальной школе учителю необходимо воспитать и научить, а часто переучить всех детей. Но это невозможно сделать одинаково со всеми учениками, ведь развитие каждой личности идёт по своей траектории и в свои сроки. Отсюда проблема при переходе в среднее звено.
— Слушая вас, вспомнила недавнюю неприглядную историю, произошедшую в одной элитной гимназии. Я провела в четвёртом классе литературный конкурс, и победителем оказался мальчик, который считался в коллективе самым хулиганистым. Узнав о моём решении наградить победителя, учительница встала на дыбы, дескать, писательница что-то перепутала, он не достоин такой награды.
Я стояла на своем решении, учительница — не отступала. Дело закончилось тем, что в тот же вечер в раздевалке куртку одного мальчика порезали лезвием. Когда об этом инциденте учительница узнала, она не огорчилась, мол, хозяин куртки такой подлый, что давно пора было его наказать. А тут в ходе расследования выяснилось, что куртку порезал «мой победитель». Учительница мне в лицо ехидно бросила, дескать, что я говорила, я же этих бандитов насквозь вижу. Мне было жаль учительницу. Она даже не поняла, что он таким образом «мстил ей», а не своему однокласснику. Хотя тот сам притянул эту ситуацию. Так сказать, попал под горячую руку…
— Самый тяжёлый случай взаимодействия и воспитания — месть как цель «плохого» поведения. Часто дети с такой мотивацией поведения выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда ученик устраивает выходки с целью отомстить, он делает это за нанесённые ему обиды, реальные и воображаемые. Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесённую другими. Например, портят школьное имущество (пачкают стены, вырывают страницы из библиотечной книги, ломают цветы).
В приведенном вами случае мальчик-победитель, по всей видимости, был в ссоре со своим одноклассником и после неприятного разговора с учительницей совершил неблаговидный поступок – порезал ему куртку.
Да, дисциплину в классе не установишь за один день! Я стараюсь быть для своих воспитанников не только учителем, но и мамой. Совместные дела, походы, игры, подготовка утренников, концертов не только сплачивают детский коллектив, но и позволяют им увидеть в учителе человека, которому не чужды их интересы. В принципе, если дети видят, что учитель к ним хорошо относится, уроки интересные, то они начинают его слушаться. Я стараюсь все претензии к их поведению обсуждать с ними без свидетелей. И не забываю говорить им добрые слова, даже за самую мелочь. Они «из кожи вон лезут», чтобы ещё раз услышать мою похвалу. Главное, чтобы видели, что учитель держит ситуацию под контролем.
Вера ЛЬВОВА, фото автора