Взаимоотношения людей – этот вопрос психологи считают одним из наиболее важных и серьезных. Особенно это касается взаимоотношений начальника и подчиненных. Начальник придирается по мелочам, не слышит аргументов, унижает сотрудников? Вы бы рады уволиться, но сейчас не много вариантов работы, поэтому придется искать способы защитить себя от руководителя-самодура.
Встречаются агрессивные, подозрительные и даже самовлюбленные начальники. «Черты характера могут быть разными, но главный признак плохого руководителя – это то, что его поведение и реакции не отвечают требованиям рабочей ситуации, а это буквально высасывает энергию из всего коллектива», – отмечает психолог Алан Лакамп в своей книге «Трудные люди».
Как защитить себя от такого шефа?
Начните диалог. Рабочие вопросы сами не решатся, поэтому нужно найти способ их обсуждать. Разговор наедине не получается (например, начальник переходит на повышенные тона)? Беседуйте в присутствии коллег. Чтобы снизить накал эмоций, начинайте фразы с позитивного слова – например, «понятно», «да», «хорошо». Говорите, выдерживая длинные паузы, делайте их, обозначив решение проблемы. В напряженной ситуации пауза побуждает собеседника уделить внимание вопросу. Часто на выигрышной позиции оказывается не тот, кто сыплет аргументами, а тот, кто молчит, придавая тем самым вес своим словам.
Сохраняйте спокойствие. Волнуясь, человек прерывисто дышит, принимает скованную позу или делает суетливые жесты. Во время беседы с начальником не забывайте о хорошей осанке, держите голову прямо, двигайтесь без спешки. Чтобы избежать эмоций, воспользуйтесь приемом: при разговоре смотрите не в глаза собеседника, а в центр переносицы, он расположен на линии зрачков. Или попробуйте другой вариант: выбрав символическую точку опоры – картину на стене или угол стола, переводите взгляд на нее каждый раз, когда чувствуете, что пора поддержать внутреннее равновесие. Это будет служить подзарядкой.
Говорите конкретно. Не дайте себя втянуть в обмен обидными репликами. Ваша цель – добиться, чтобы начальник принял вашу точку зрения, а значит, ее нужно подкрепить доводами. Излагайте факты нейтральным тоном. Побуждая собеседника говорить не о вас лично. Избегайте местоимения «я». Так вы не вступите в конфликт, а предложите руководителю вместе разрешить ситуацию.
Не заискивайте. Неуверенный в себе начальник подсознательно ждет от сотрудников подвоха. Подчеркнутое дружелюбие его не успокоит: он будет чувствовать, что для такого поведения у вас нет причин. Наоборот, от радостных улыбок подчиненного он испытывает еще большее напряжение. Ваша сдержанность в этом случае окажется эффективнее: любой человек желает, чтобы другие люди относились к нему хорошо.
Берегите себя. Бывает и так, что ничего не помогает: «перевоспитать», например, руководителя-нарцисса не получится даже у профессионального психолога. Чувствуете, что общение с таким человеком лишает сил, заставляет сомневаться в себе? Уходите. Жизнь слишком коротка для того, чтобы тратить ее на чужие проблемы, а не на то, что дарит нам радость и делает нас счастливыми.
Подготовила
Наталья Табунщикова