23 августа в заброшенном ауле Амузги состоится фестиваль «Легенда об Амузги». Ровно на один день в селе, как в давние времена, заработает кузня, будут печь хлеб, а на годекане можно будет послушать истории из сельской жизни. Ненадолго перенестись в прошлое сможет любой желающий. Нужно будет лишь посетить заброшенный аул. От Кубачи – минут сорок пешком по горной тропе среди красивых пейзажей.
«Молодежка» поговорила о предстоящем мероприятии с руководителем проекта – писателем и журналистом Борисом Войцеховским. Несколько лет назад он уже пытался вдохнуть жизнь в пустой аул. Для этого изготовил из пенокартона фигуры-обманки женщин и детей в традиционной одежде и вместе с близкими расставил их по Амузги. На память об этом остались фотографии. А еще четкое понимание – большому проекту в Амузги обязательно быть. Идею поддержали Российский фонд культуры и многие кубачинцы и амузгинцы.
– Пять лет назад, когда я первый раз приехал в Кубачи вместе с женой, она меня повела в Амузги, чтобы показать что это и как это выглядит. Тогда там еще жила единственная жительница Паатмат Нугаева. Мы не общались, она на русском не разговаривала. Но я ее видел. А спустя года полтора она умерла. На меня все это произвело большое впечатление: аул Амузги, весь такой наполовину разрушенный, который находится в невероятно красивом месте, эта последняя жительница, которую мне удалось повидать. Амузги у меня как-то в голове засел. И мне постоянно хотелось что-то придумать, что-то сделать, связанное с этим аулом. В результате появилось несколько проектов.
Сначала я сделал большой журналистский материал. Нашел нескольких амузгинцев, возраст которых позволял им вспомнить жизнь в Амузги, когда аул еще был живым. Они рассказывали очень много о том, как село выглядело в 60-е годы, еще раньше. Вспоминали рассказы своих родителей о том, как амузгинцев в 1944 году из аула выселяли, отправляли жить на чеченские земли, как спустя несколько лет им разрешили вернуться. Как вернулись единицы, как многие осели на равнине, в Мамедкале остались. В общем, я сделал вот такой материал, у меня остались записи разговоров с ними.
В том году мне еще очень повезло: журналист Андрей Меламедов познакомил с амузгинцем Гаджи из Каспийска, которому удалось восстановить рецепт амузгинской стали. Я вместе с Андреем ездил к нему домой. Мы пообщались, но к сожалению, не очень много. У него уже была четвертая стадия рака. Мы немного поговорили, что-то он рассказал, договорились позже еще встретиться. А через три месяца он умер. Это была единственная встреча с ним.
Потом мне пришло в голову попробовать на основе всех этих рассказов сделать графический роман, посвященный Амузги. Объединить все эти истории в графическую повесть. Это тоже я сделал.
Почему я руководитель? Мне сложно сказать, наверное, потому, что все проекты по Амузги делал я. Во многом то, что мы планируем делать, будет складываться из вот этих мелких проектов, маленьких шагов, которые я уже сделал.
Идея фестиваля простая – попытаться оживить Амузги на один день. И напомнить и участникам и гостям, как это важно – не забывать свою историю.
Мы опять там будем ставить фигуры-обманки, я их буду все переделывать, уже в процессе. Их будет больше, они будут больше. Там будет работать кузня, где будут ковать амузгинцы, чтобы показать, как они работали. Там будут представлены изделия амузгинских мастеров. Женщины будут готовить еду. Зазвучат голоса-воспоминания, голоса живого аула. Там много что делается, чтобы люди могли представить, понюхать, почувствовать, услышать живой Амузги.
В числе участников фестиваля – выходцы из Амузги. Большинство из них Борис Войцеховский нашел в соцсетях: писал, объяснял свою идею, и люди охотно откликались.
– Кто-то рассказывал больше, кто-то меньше, кто-то делился старыми фотографиями. Но все с удовольствием рассказывали. Потому что людям всегда приятно рассказать о своем детстве, о своих родителях, бабушках, дедушках. Это их жизнь, которая вовсе никому не была интересна, кроме ближайших родственников. А тут у них есть возможность поделиться своими воспоминаниями. Рассказывали о совершенно разных вещах. О том, как влюблялись, о том, как кто-то умирал, как заботились о чужих детях, как вставали в четыре утра и работали в коровнике, как женщины тоже работали в кузнях, стучали пятикилограммовыми молотами. В какие игрушки играли, в конце концов, живя там.
Все эти истории можно будет услышать на фестивале из первых уст.
– Амузгинцы будут рассказывать о том, как и чем жил аул. Мне кажется, намного правильнее, чтобы не мы рассказывали, чтобы они сами рассказали о себе – те люди, которые помнят всё и могут показать: «а вот тут дом, где жила моя бабушка», «а вот дом, где я родился».
«Легенда об Амузги» – проект про один аул и про все аулы Дагестана одновременно, говорит Войцеховский.
– Эта история, что мы делаем, – она как будто про Амузги, но не конкретно про это село. Она про то, что в Дагестане есть много уже умерших аулов и еще больше сел на грани исчезновения, откуда уходят люди, культура, навыки, а дома разрушаются. Мы не в силах сами все это восстановить, но хотелось бы, чтобы люди немного задумались о том, что теряется большой пласт истории, культуры. И как-то, может быть, это сподвигнет амузгинцев и людей из других мест немножко бережнее относиться к своим селам, пытаться их хоть как-то сохранить. Понятно, что для этого нужно много денег, помощь государства. Но пока люди сами не начнут ценить то, что они имеют, то, что теряют, что-то делать все равно бессмысленно. В том же Кубачи разрушается много старых домов. Я туда приезжаю каждый год, а то и несколько раз в год, и вижу, как старых их становится все меньше и меньше.
Село Амузги расположено в Дахадаевском районе Дагестана. Последняя жительница умерла в январе 2016 года. В 1880-е годы в селении насчитывалось 250 дворов. К 1935 году осталось лишь 40 дворов с 203 жителями. В 1944 году жители были переселены в Чечню после депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. После возвращения на родину в 1957 году многие амузгинцы переселились в Дербентский район Дагестана.
С глубокой древности до 30-х годов XX века Амузги было одним из крупных центров изготовления клинков кинжалов и сабель, в производстве которых было занято все взрослое население. Но в 1937 году вышел указ, запрещавший амузгинцам изготавливать оружие. Нарушителям грозила ссылка и тюрьма. Секрет знаменитой амузгинской стали был утрачен. Однако позже его сумел восстановить Гаджи Курбанкадиев. Но неизвестно, успел ли мастер до своей смерти передать его детям и внукам.
Анастасия Расулова
Читайте также Подражание может выглядеть круто. Доказано Гаджиевой
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta