В мире, в России и, в частности, в Дагестане регулярно проводятся конференции, симпозиумы и другие мероприятия, посвященные очень важной теме – борьбе с терроризмом. Фактически осуществляют эту борьбу специальные службы, а подводят научное обоснование и изучают методы борьбы различные научно-исследовательские институты. Но все это происходит не связанным образом, рекомендации ученых не являются основой для действий силовиков, а работа силовиков и ее результаты были и зачастую остаются неизвестными исследователям и специалистам.
Объяснения экстремистских настроений части молодежи
Сколько выступает на разных площадках в России политологов, «специалистов» по вопросам терроризма и религиозного экстремизма, столько есть и мнений о причинах его возникновения и вовлечения в экстремистскую деятельность молодежи. Специалисты, получая информацию из общих источников, имеют об этом каждый собственное представление и ищут в происходящих событиях и происшествиях подтверждение своим теориям. Нет полного понимания причин развития экстремистского направления в исламе и роста количества его сторонников, иногда напоминающего картину эпидемии или финансовой пирамиды. В качестве причины для ухода молодых людей в «лес», перехода на сторону салафитского направления ислама или выезда в Сирию для участия в войне на стороне ИГИЛ (Исламского Государства Ирака и Леванта – террористической организации, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) приводят:
— отсутствие возможностей для поступления на учебу или достойную работу, массовую безработицу, особенно в среде молодежи;
— социальную несправедливость, расслоение населения на богатых и бедных, большую разницу в доходах между этими группами населения;
— масштабную коррупцию, пронизывающую все слои жизни и все виды отношений гражданина и государства;
— притеснения со стороны правоохранительных органов;
— множество других, неверных по сути, объяснений.
Для подтверждения своей точки зрения специалисты проводят социологические опросы среди разных групп населения. Люди, зачастую не имеющие никакого представления о ваххабизме и терроризме, отвечают на вопросы, выбирая ответы из заданных вариантов, среди которых необязательно могут быть близкие к истине.
Причины возникновения у части молодежи экстремистских настроений
Базой для работы экстремистов с молодежью является резкое снижение уровня воспитания в детях понятий о морали и справедливости, о принципах человеческих взаимоотношений. Это происходит в семьях, где родители, становление многих из которых приходится на «дикие» девяностые и нулевые годы, не утруждают себя воспитанием детей. И это не зависит от материального достатка. Вакуум в этическом социальном воспитании дома не заполняется ничем в школах, где учителя зачастую не имеют авторитета у школьников.
Обучение салафиты производят адресно, то есть к каждому потенциальному последователю салафизма прикрепляются учителя, под контролем которых ученик накрепко запоминает основы религии, и через какое-то время сам становится готовым к тому, чтобы учить. Основы религии – пять столпов веры, шесть столпов ислама, основы единобожия – изучаются последовательно и методично, с обязательным контролем усвоения знаний.
Ученик, в свою очередь, доходя до определенного уровня понимания религии, сам набирает учеников – немного, может быть, одного или двух, но все равно это дает эффект пирамиды и вызывает неконтролируемый рост количества сторонников салафизма.
Книги, аудио и видеозаписи лекций представителей салафизма легкодоступны и часто передаются или пересылаются от одного салафита к другому. А проповеди экстремистов зачастую просты и понятны, очень легки для восприятия. Они спокойно оседают в мозгу не защищенных элементарными основами знаний, в том числе теологических.
Сирия
Салафитское направление религии накладывает на его представителей определенные ограничения, аскезу – запреты пить, курить и совершать какие-то так называемые харамные действия. А тот сброд, который воюет в Сирии на стороне так называемого Исламского государства, не ограничен практически никакими запретами. Убийства мирных жителей, в том числе детей, грабежи, насилие – это для террористов, захвативших более половины территории Сирии, естественные процессы.
Отсутствие запретов, вседозволенность, возможность легкого обогащения, большая, хоть и кое-как организованная, структура, занимающая крупные территории в Сирии и Ираке, привлекательны для салафитов Северного Кавказа, которые легко идут на то, чтобы присягнуть этой террористической организации и через Турцию пробираться на «священную войну» против легитимной власти в Сирии.
Отмечу еще один момент: в годы советской власти у части молодежи, склонной к агрессии, была возможность идти в армию, в частности — в войска специального назначения, например, в Воздушно-десантные, где их агрессивный характер находил выход в суровых условиях армейских будней. Сегодня выходцев из Кавказа в армию практически не берут. И их прельщает дорога на настоящую войну в Сирию.
Вербовке в Сирию через социальные сети легко поддаются, к сожалению, молодые представители и традиционного ислама, и ваххабитов. Лозунги о том, что в Сирии притесняют мусульман и ислам, ложатся на благодатную почву, и через какое-то время промывания мозгов молодой человек или девушка бросают все и устремляются в Турцию, чтобы перебраться оттуда в Сирию, на сторону ИГИЛа, террористической организации, запрещенной в Российской Федерации.
Методы борьбы с религиозным терроризмом
Назову наиболее действенные, по-моему, методы борьбы с религиозным фундаментализмом:
— контроль и оперативная блокировка сайтов, которые пропагандируют религиозную, расовую, национальную нетерпимость и насилие;
— выявление и уничтожение печатных изданий, содержащих учение ваххабизма и не соответствующих канонической религии;
— аттестация всех имамов мечетей, их обучение ведению проповедей в едином ключе на основах ислама, веры мира и созидания;
— регистрация и аттестация всех исламских учебных заведений; постоянный контроль их деятельности по обучению молодежи, внимание к тому, как молодежь проводит свободное от учебы время;
— адресная работа с каждым молодым мусульманином; методичное и последовательное обучение каждого стремящегося к религии ее основам с прикреплением учителя к каждому ученику;
— работа в школах, вузах, спортзалах, мечетях – во всех местах, где собирается молодежь; привлечение к этой работе молодежных организаций республики;
— постоянный мониторинг количества сторонников салафизма; анализ настроений религиозной части молодежи республики.
Работе по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом следует придать приоритетное значение в Республике Дагестан. То, что в последнее время стало меньше террористических актов и убийств сотрудников милиции и религиозных деятелей, не повод расслабляться. Нужна разработка полной и последовательной программы борьбы с экстремизмом, основанной на четком понимании причин его возникновения и путей его искоренения.
Саид Ниналалов