К Ак-Гёлю подведут воду, чтобы восстановить его
В Махачкале начали прокладку водопровода от канала имени Октябрьской революции к озеру Ак-Гёль. По мнению авторов проекта из Фонда спасения озера, это однозначно поможет сохранить умирающий водоем. Но не все согласны с такой точкой зрения.
Специалисты ООО «Салам» начали прокладку трубы диаметром 315 миллиметров. Водопровод протяженностью 3,8 километра, соединяющий канал имени Октябрьской революции (КОР) и Ак-Гёль, пройдет под землей. Маршрут затронет пять улиц. Инициатор проекта – Фонд спасения озера Ак-гёль, общественная организация, созданная в начале августа 2020 года. Все работы ведутся на средства меценатов. Кто-то помог деньгами, другие – строительными материалами.
– Это народная стройка, – говорит руководитель Фонда, помощник главы Ленинского района Махачкалы Газимагомед Абдулаев. – Финансы – от людей, которые захотели оказать безвозмездную помощь в спасении озера, и от структур, которые готовы поставить строительные материалы безвозмездно.
Примерная стоимость проекта – 60 миллионов рублей. Это с учетом того, что подрядчик «согласен осуществлять работы без учета коммерческой составляющей: идет зарплата работникам и деньги на обеспечение работы механизмов – и всё».
В разработке проекта принимали участие специалисты Института геологии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, министерства природных ресурсов и экологии республики, КАСПНИРХ, Дагестанмониторинга, ООО «Перспектива» и минмелиоводхоза Дагестана.
По плану, работы по строительству водопровода должны занять около трех месяцев. После этого еще около полугода понадобится на то, чтобы напитать озеро необходимым объемом воды.
– Это 1,8-2 миллиона кубов воды. На это уйдет от пяти до шести месяцев. После этого водопровод перейдет в режим ожидания, автоматика будет работать, поддерживать нужный уровень воды, – пояснил Абдулаев.
Но пока не определено ведомство, на чей баланс передадут водопровод для дальнейшего обслуживания.
– В правительстве было совещание. Там мы подняли вопрос: нужно определить балансодержателя, – рассказал глава Фонда спасения Ак-Гёля. – Поручение дано министерству экологии и природных ресурсов Дагестана. Министр заявил, что они изучат вопрос и дадут свои предложения. Я предложил несколько вариантов относительно балансодержателя: город, министерство или какая-то федеральная структура. Потому что КОР – федеральная структура, и озеро – федеральная собственность.
Также пока не ясно, сколько именно и кто будет платить за воду. Но министерство мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения республики, в чьем ведении находится КОР, по словам Абдулаева, пообещало установить минимальные тарифы.
После того как озеро получит недостающие объемы воды, Фонд планирует еще несколько этапов работ, чтобы возродить водоем.
– Там четыре этапа. После этого необходимо построить систему водоотведения, чтобы предотвратить выход стоков стоящих недалеко домов прямо в бассейн этого озера. Следующий этап – биологическая и экологическая реабилитация озера. Нужно обеспечить чистоту воды. В последнее время техногенное вмешательство в озеро резко усилилось в результате поступления стоков. Вся грязь оседает на дне. При любом колебании ветра оттуда поднимается эмульсия и отравляет всю живность. Как говорят ученые, произошла гибель практически всей живности в озере. Четвертый этап – самый ответственный – превращение прилегающей к озеру территории в место массового отдыха населения. Львиную долю этого участка, включая охранную зону, нужно освободить от застройки и придать статус особо охраняемой территории. Чтобы никто не покушался на проведение строительных работ, – подытожил руководитель Фонда.
Жители Махачкалы, общественные деятели и активисты не раз обращали внимание на высыхающее озеро. Создавали петиции и устраивали акции протеста. Они убеждены – Ак-Гёль уничтожают целенаправленно и планомерно. Берега озера были засыпаны под строительство жилых и коммерческих объектов, из-за чего площадь водоема значительно уменьшилась.
«Сейчас очень много озер в Дагестане умирает. Но Ак-Гёль убит искусственно, – считает Андрей Меламедов, экономический обозреватель, общественник. – Озера убивают чабаны, перекрывая доступ к ним воды, чтобы увеличивать пастбища. Туралинское убивают застройщики. Ак-Гёль тоже на совести застройщиков и на совести городской администрации, которая позволила застроить берега. Поэтому любая новость о том, что нашлись люди, которые готовы вложиться в то, чтобы хотя бы одно это озеро сохранить, не может не радовать.
Любая подпитка пойдет озеру во благо. Насколько я знаю, после того как были засыпаны берега, источники, которые ранее питали озеро, оказались заглушены. Естественно, оно высыхает. Единственные поступления в него – канализационные стоки, а они не могут пойти озеру на пользу. Хотелось бы, чтобы на этом не останавливались, а решили вопрос с ликвидацией всех стоков, которые сейчас попадают в озеро.
Озеро уникальное, в центре города, украшение Махачкалы, одна из ее визитных карточек. Не так много у нас осталось мест, радующих глаз. Ак-Гёль – один из этих оазисов. Хотелось бы, чтобы его сохранили».
Его оптимизма не разделяет юрист, активист общественного движения «Город наш» Арсен Магомедов. В этом уравнении слишком много неизвестных, считает он.
– В целом я приветствую любые попытки исправить ситуацию с высыханием озера Ак-Гёль.В том числе и эту, – говорит Магомедов. – Но меня немного смущают два вопроса. Первый – вопрос исследований, проработанности этой темы. Я не видел никаких публичных исследований – насколько уменьшилось озеро за определенный период времени и хватит ли того объема воды, который от КОРа будет пускаться, для восстановления озера в прежних размерах. Второй момент – юридическая составляющая. Допускаю, что эти работы требуют получения разрешения на строительство, решения вопроса с земельными участками, вдоль которых будет прокладываться водопровод. Получены ли эти документы? Кто будет платить за эту воду? У кого станет меньше воды в кране, если она пойдет в озеро? Кто финансирует проект, кто в последующем будет содержать, кто будет платить? Чтобы не вышло по-дагестански: сначала сделаем, а потом будем думать, что с этим делать.
А директор Института экологии и устойчивого развития ДГУ Алимурад Гаджиев убежден, что все эти меры не принесут желаемого эффекта. В разработке проекта Институт участия не принимал.
– Мне кажется, это вообще не поможет. Много определяющих факторов есть. Сперва надо разобраться, что вообще с этим озером происходит, потом думать, стоит этот канал делать или нет. Почему обмеление случилось? В целом мы же видим по всей не то что республике, стране идет высыхание многих озер и рек. Надо разобраться, что происходит на самом деле, а дальше выводы делать. Еще надо понять, куда идет канализация всех тех объектов, что построены рядом с озером.
Это мое мнение. Наверное, те, кто предлагает, на чем-то основываются.
Я не видел заключения экспертов. Нас не привлекали к экспертизе. Если бы даже привлекли, я бы им сказал то же самое. Проект должен пройти экспертизу, надо дать оценку воздействия на окружающую среду. Это ведь просто так не делается. Это объект федерального значения, – считает Гаджиев.
Анастасия Расулова
Читайте также:
Прокуратура потребовала от министра Карачаева обеспечить охрану озера Ак-Гёль
На озере Ак-Гёль запущена плавучая солнечно-аэрационная система
Суд отказал мэрии Махачкалы в сносе здания «Парус» у озера Ак-Гель
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta