«Молодежка» продолжает серию публикаций о дагестанцах – участниках Великой Отечественной войны, которым было присвоено звание Героя Советского Союза. Список Героев включает 56 человек. Сегодня рассказываем о Дмитрии Кузнецове.
Дмитрий Кузнецов не родился и не рос в Дагестане, в отличие от большинства героев нашей рубрики. Не был он и этническим дагестанцем из другого региона СССР – к примеру, как сын лакца и крымской татарки Амет-Хан Султан, родившийся в Крыму, или как лезгин Мирза Велиев из Кусарского района Азербайджана (о которых мы уже писали).
Однако, когда дагестанская журналистка Александра Путерброт издала свое первое суммарное исследование о Героях-дагестанцах, ей поступила подсказка: мол, а как же Дмитрий Кузнецов? Александре Терентьевне оставалось, как говорится, только развести руками: уроженец Смоленской области, выпускник московской Военной академии имени Фрунзе Дмитрий Игнатьевич Кузнецов и не был в планах первого издания. Однако вникнув в биографию фронтовика, пообщавшись с его вдовой, отыскав различные документы, журналистка-исследовательница приняла решение: в следующем выпуске сборника Кузнецов уже был.
Дмитрий Кузнецов родился в 1903 году в деревне Варнавино Смоленской области. Окончив школу, работал в уездном финотделе. Участвовал в боях гражданской войны. Позднее окончил кавалерийское училище.
Дагестанский отрезок биографии будущего Героя начинается со службы в Махачкалинском дивизионе НКВД. Его подробности Александра Путерброт смогла узнать у вдовы Дмитрия Игнатьевича – нашей землячки Любови Дагаевой-Кузнецовой.
Махачкалинка Люба Дагаева рано начала трудовую жизнь. Работала на рыбоконсервном заводе, позднее – в горкоме и обкоме комсомола. Тут и познакомился с ней Дмитрий Кузнецов, к тому времени командир взвода.
«Справили нам комсомольскую свадьбу, – вспоминала вдова в переписке с журналисткой. – Он любил Дагестан, восхищался красотой его природы. Подробностей его службы я не знаю, он отдавал ей много времени».
На фронт он ушел добровольцем, пообещав жене: «Я вернусь». Но уже в конце лета 1941 года она получила похоронку. До своей гибели Дмитрий Кузнецов успел прислать супруге две весточки…
Вдова делилась воспоминаниями: «Казалось, не переживу боль утраты… Дмитрий Игнатьевич очень любил детей. Был заботлив, ласков. Служба военного нелегка. Когда бы ни приходил домой, всегда находил время для них. У нас их было пятеро».
Один из сыновей Героя, Генрих, впоследствии работал заместителем министра просвещения РСФСР.
Александра Путерброт продолжала искать, ее интересовало как можно больше деталей фронтовой биографии Героя.
Выяснилось вот что. Горячим летом 1941-го Дмитрий Кузнецов настойчиво просил назначить его в действующую армию. Последняя запись в его учетно-послужной карточке офицера гласит: «Убыл на фронт в 922-й стрелковый полк 250-й стрелковой дивизии».
На этом участке фронта нависла угроза окружения крупными силами противника. Требовалось задержать продвижение немцев, что позволило бы советским войскам перегруппироваться. Все это происходило в разгар тяжелейшего для Красной армии Смоленского сражения.
Смоленское сражение – действия советских войск против немецкой группы армий «Центр» и части сил группы армий «Север» на главном Московском направлении.
В течение двух месяцев, с 10 июля по 10 сентября 1941 года, ожесточенные бои продолжались на огромной территории: 600-650 км по фронту и 200-250 км в глубину.
Решение немецкого командования начать новое наступление на Московском направлении одними подвижными соединениями, не дожидаясь подхода пехотных дивизий, стало неприятной неожиданностью для советского командования.
Смоленское сражение привело к тяжелейшим последствиям для советской стороны. Потеряв в бесплодных атаках последние полнокровные механизированные корпуса, Красная армия прекратила попытки перехвата стратегической инициативы.
Вследствие этого осенью 1941 года вермахтом были осуществлены грандиозные операции по окружению и уничтожению целых фронтов, в частности Юго-западного (Киевский котел) и Западного (Вяземский котел).
Смоленское сражение стало одним из самых кровопролитных и напряженных в 1941 году. Советские войска понесли тяжелейшие потери, за время сражения в общей сложности были убиты и ранены более 700 тысяч человек.
При этом Красной армии удалось задержать на некоторое время продвижение немецких частей к Москве, что привело к изменению изначальных планов немецкого командования и оказало непосредственное влияние на срыв плана «Барбаросса».
Майор Кузнецов вызвал к себе командиров подразделений, потом обошел окопы, расспрашивал о боях, о семье. Некоторые нижестоящие командиры пожимали плечами: мол, нашел время для бесед. Майор же в таких разговорах старался получше узнать личный состав полка. И после общения он произвел некоторые перестановки в своем подразделении, назначив на ряд должностей тех, кого счел более способными и опытными.
Именно его полку в разгаре Смоленского сражения было приказано держать линию обороны на наиболее опасном участке – отрезке дороги Духовщина (Смоленская область) – Белый (Тверская область). Кстати, район боевых действий находился совсем недалеко от родных мест Кузнецова.
Противник бросил сюда танки и отборные части. Артиллерийский обстрел проходил на фоне авиационных налетов.
Полк Кузнецова не только отбил атаку немцев, но и во главе со своим командиром бросился в контратаку, нанеся наступающим немалый урон. Сам Дмитрий Игнатьевич был ранен, но отказался от госпитализации.
Немцы ввели в бой свежие силы. Кузнецов лично появлялся на самых опасных участках, стараясь поддержать и подбодрить бойцов. Тут он получил второе ранение, на сей раз более тяжелое.
Дмитрий Кузнецов скончался в госпитале 28 июля 1941 года. Он был похоронен в братской могиле в деревне Заболотье Бельского района (ныне – Тверской области).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1941 года за «мужество и отвагу в боях с немецкими захватчиками» майор Дмитрий Кузнецов посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
При этом удостоверение Героя его семья получила только осенью прошлого года: в московском Музее Победы на Поклонной горе военный комиссар Москвы генерал-майор Виктор Щепилов передал дочерям погибшего соответствующий документ.
Журналисты «Российской газеты» разобрались, с чем была связана такая продолжительная задержка, — возникла путаница с отчеством фронтовика в наградных документах: «По словам одной из дочерей Аллы Дмитриевны Кузнецовой, из документов военного времени следовало, что высокой посмертной награды был удостоен командир 922-го стрелкового полка майор Кузнецов Дмитрий Иванович, 1903 года рождения. Дата и место рождения, этапы военной службы, воинское звание и должность на момент гибели — все, за исключением отчества, совпадало с биографическими данными их отца. Но досадная ошибка с отчеством, допущенная при оформлении приказа и наградного листа, закрепленная в Указе Президиума Верховного Совета от 31 августа 1941 года, создала неопределенность и путаницу на долгие 78 лет».
Альберт Мехтиханов
Читайте также:
Дагестанцы – Герои Советского Союза. Николай Калуцкий
Дагестанцы – Герои Советского Союза. Эльмурза Джумагулов
Дагестанцы – Герои Советского Союза. Гаджи Буганов
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta