Есть люди, как путеводная звезда. Свет, идущий от них, согревает, дарит покой, умиротворение и будоражит, пробуждает неудержимое стремление к познанию.
И счастливы те, кому удается встретить на своем жизненном пути именно такого человека. Когда они уходят, становится пусто на небосклоне, но не в душах тех, в ком эта звезда уже успела зажечь огонь, в сердцах тех, кого успела наполнить знанием. Значит, не угасла, она продолжает жить и творить…
Так продолжает жить и творить Магомед Мамаевич Джамбулатов. Через своих детей. Учеников. Воспитанников. Через всех тех, с кем ему довелось встречаться, учиться, воевать, работать, строить, выращивать. Когда мы видим перед собой величественные здания главного корпуса аграрного университета, аграрно-экономического техникума, библиотеки, общежитий, инженерного и автомобильного факультетов, то невольно возникает вопрос: а могло ли быть что-либо не под силу этому небольшого роста, но великому человеку?
Жизненный путь Магомеда Мамаевича — как история страны, в которой ему довелось родиться и жить — насыщенный разными событиями, яркий, интересный, но сложный. Родившись в 1925 году в семье крестьян, он через всю жизнь пронес в себе неотъемлемое свойство — любовь к земле, к природе. Наверное, поэтому душа его пребывала в такой гармонии с живым миром — словно чувствуя эту заботу, природа платила ему тем же. И неслучайно выбрал он самую гуманную профессию в мире — ветеринарного врача.
Те, кто хорошо знал Магомеда Мамаевича, рассказывали, что от отца ему передались сильная воля и решительный характер. Требовательный к себе и товарищам по работе, он настойчиво добивался, чтобы слова старшего были законом, нормой поведения для семьи, родных и близких.
Таким он всегда был для своих воспитанников и учеников. И даже мы, те, кому посчастливилось общаться и работать с ним очень короткое время, ощущаем глубокую тоску по нему — слишком мало его было для нас.
Магомед Мамаевич считал, что главное в профессии преподавателя — живое слово, общение со студентом, беседа с ним. Он продолжал общаться со своими учениками, с теми, кто уже сам стал преподавателем. Причем это были именно беседы, в которых без
суеты, неторопливо и совсем не назидательным тоном он мог передавать собеседникам знания и мудрость, которыми владел. Да и сам никогда не переставал чувствовать себя учеником жизни и своих учителей.
Наш учитель находил время для всего. Но прежде всего понимал, что ученый, педагог и руководитель ни в коем случае не может стоять в стороне от общественной жизни. Главный процесс, проходящий в стенах вуза, — это
воспитание. За время учебы студент должен стать ответственным, дисциплинированным, иметь четкое представление о моральном, патриотическом долге, быть гражданином — то есть стать настоящим человеком.
В рамках нравственно-патриотического воспитания на протяжении многих лет доброй традицией вуза было проведение заседаний дискуссионного клуба. Приглашались участники и ветераны Великой Отечественной войны, писатели, поэты, художники, общественные и государственные деятели, которые, встречаясь со студентами, рассказывали о славных страницах истории дагестанских народов, страны, об известных личностях. Мало кто знает, но Магомед Мамаевич оказывал материальную поддержку малоимущим семьям ветеранов (пенсионеров) из личного семейного бюджета, а также регулярно перечислял средства в фонд мира, в дагестанский региональный фонд инвалидов, ветеранов войны и труда.
Забота о людях, которые его окружали, была превыше заботы о собственном благополучии.
Его супруга Разия Исаевна рассказывала: часто бывая в командировках, выезжая в различные районы Дагестана и регионы страны, он неизменно привозил из поездок различные предметы и вещи, которые могли пригодиться в науке, производстве, быту — книги, учебники, инструменты — проявляя внимание ко всем, кому мог помочь. И не потому, что его просили. Просто иначе не мог.
Преподавать, проводить лабораторно-практические занятия со студентами 4-х курсов он начал еще в период учебы в аспирантуре при кафедре патологии и терапии Ленинградского ветеринарного института. Но организаторские и педагогические навыки в нем стали формироваться с 1943 года, когда по окончании Буйнакского зооветеринарного техникума, он был направлен заведующим районным ветеринарным пунктом в селение Гуниб. По его собственному признанию, это была настоящая школа жизни, в которой ему посчастливилось встретить настоящих людей, добрых,порядочных, отзывчивых, тружеников, с честью выдерживающих самые суровые испытания. Магомед Мамаевич всегда был признателен людям, которые способствовали его человеческому, научному и профессиональному росту, на собственном примере показывая, какую огромную роль играют в нашей жизни учителя, наставники.
Его наставничество также проявлялось во всем. Даже в деле, казалось бы, таком далеком от науки и подготовки сельскохозяйственных кадров, как организация спортивной и культурно-досуговой жизни учащихся и сотрудников вуза. «В здоровом теле — здоровый дух!» — неизменное правило, которому он сам следовал, регулярно посещая спорткомплекс вуза, несмотря на занятость. Более того, благодаря его энтузиазму, это также стало одной из ведущих традиций вуза.
Небольшой пример. В 1972 году за успешное выступление на XX Олимпийских играх Министерство сельского хозяйства СССР объявило благодарность двум студентам нашего вуза и будущим чемпионам Загалаву Ашурбекову и Руслану Ашуралиеву. Приказом Министерства Магомед Мамаевич был награжден значком «Отличник социалистического сельского хозяйства». Сборная команда по волейболу много раз становилась победителем соревнований самого высокого уровня. Летопись спортивной славы учащихся вуза ежегодно пополняется новыми именами.
Большое внимание в вузе уделялось и художественно-эстетическому развитию. Магомед Мамаевич был твердо убежден, что для абитуриентов, многие из которых являются выходцами из высокогорных районов республики, крайне необходимо знать русский язык, русскую культуру, основы мировой культуры. «Специалист с высшим образованием должен свободно владеть своим родным и русским языками, грамотно писать и изъясняться, владеть хотя бы одним иностранным языком, — любил говорить Магомед Мамаевич. — Каждый специалист должен уметь квалифицированно оценивать современные процессы и проблемы общественной жизни, уметь диалектически мыслить, аргументированно отстаивать свою точку зрения, иметь навыки организаторской и воспитательной работы».
Занятия на ФОПе позволяли студентам и преподавателям развивать творческие способности, реализовывать себя в качестве музыкантов, танцоров, певцов и актеров, что делало учебный процесс намного интереснее, увлекательнее, способствовало укреплению дружбы, единства представителей различных национальностей. Сам Магомед Мамаевич с удовольствием играл на национальных инструментах, был своим среди членов Союза писателей, композиторов и журналистов. Об этом и многом другом наглядно могут рассказать многие экспонаты Музея дружбы народов, созданный благодаря энтузиазму его супруги Разии Исаевны.
Коллектив художественной самодеятельности сельскохозяйственного института принимал участие во многих масштабных мероприятиях, конкурсах и концертах в Москве и других городах. В 1965 году — в праздновании столетнего юбилея Тимирязевской академии, за что получил благодарность от министра сельского хозяйства. В 1971 году коллектив ФОПа вновь покорил необыкновенной красотой дагестанской культуры участников Всемирного конгресса по пчеловодству.
Во многом оценить масштаб личности Магомеда Мамаевича мы смогли только после его ухода. Встречая людей, знавших М. Джамбулатова, читая письма его воспитанников и учеников, собирая материалы и воспоминания о нем, поражает, как трепетно люди относились к этой памяти, как бережно старались передать все свои эмоции и чувства, боясь что-либо упустить. Каждый отмечал, что Джамбулатов обладал особым магнетизмом, который выражался в спокойной уверенности, в умении держаться с неподражаемым достоинством, не боясь быть на виду. Он был убедителен, потому что всегда знал, о чем говорить — настолько был всеведущ и осведомлен.
Однажды Магомед Мамаевич упомянул, что посмотрел телепередачу «Дом-2».
— Вас, наверное, удивляет, что я ее посмотрел, хотя я и не любитель подобных шоу. Просто его смотрит большая часть молодого поколения страны. И, как руководителю образовательного учреждения, мне была бы грош цена, если бы я не знал, чем дышит современная молодежь, что ее волнует, не старался бы понять ее.
М. Джамбулатов понимал, как стремительно бежит время, и не пытался его остановить. На глазах академика рушилась система, в условиях которой возникло и развивалось его детище — вуз, но он хорошо понимал: надо меняться, идти дальше. Нужно обладать не только ответственностью, ведь речь идет о судьбе целого коллектива, но еще и колоссальными волевыми способностями, умением быстро реагировать на постоянно меняющуюся обстановку, сохраняя при этом свою целостность и достоинство. Он сумел найти решения, которые помогли вузу выстоять в сложные 90-е и сохранить работоспособный коллектив.
В личном архиве Магомеда Мамаевича хранится множество писем и телеграмм от его учеников и друзей. И это также свидетельствует, каким необыкновенным человеком он был. Пять лет, проведенные в стенах вуза, — сравнительно небольшой срок для жизни. Но для многих это были годы личностного становления, проходившего под неусыпным вниманием Магомеда Мамаевича и его коллег.
Неустанная забота о студенте имела большое значение как для него самого, так и для молодых ребят. По воспоминаниям одного из преподавателей, доцента кафедры ТППЖ М. Н.-Р. Акаева, который, как он
сам говорил, был нерадивым студентом, Магомед Мамаевич спас его от него самого. «Начиная жить в городе, многие молодые люди поддавались соблазнам и развлечениям, уделяли мало времени учебе, прогуливали занятия, приобретали пагубные привычки. Таким был и я, — рассказывал он. — Магомед Мамаевич много раз беседовал со мной, наставлял на путь истинный. Хотя он мог просто отчислить меня. Если бы он так поступил, не знаю, кем бы я стал. Но, благодаря ему, смог закончить вуз и защитил диссертацию. Я горжусь тем, что работал под его началом».
В 1993 году Магомеда Мамаевича избрали действительным членом (академиком) Академии аграрного образования. Он получил поздравительную телеграмму от заместителя главы администрации Ботлихского района
М. Газимагомедова, которая была подписана «Ваш воспитанник». Многие с гордостью произносят эти простые слова!
Магомед Мамаевич обладал великолепным даром — облагораживать все, к чему прикасался. И если он мог заряжать энтузиазмом, зажигать огнем трудолюбия души людей, то можно представить, что он мог сделать с землей, камнями и всей природой! В 1997 году Минсельхоз СССР наградил его за «большую работу по превращению учебно-опытного хозяйства Дагестанского СХИ в учебно-научный центр, создание условий для практического обучения студентов на основе новейших достижений в науке и передового опыта». Учхоз вуза считался одним из лучших в стране по праву.
Но самое большое достижение ректора было в том, что ему удалось сохранить учебное хозяйство в самое сложное для страны время — в эпоху перестройки социально-экономической системы, ее кризиса и перехода на рыночные рельсы. Наверное, только сам Магомед Мамаевич знал, какое острое противостояние ему пришлось выдержать с представителями власти в условиях хозрасчета, передела государственной собственности, чтобы студенты имели возможность закреплять полученные знания на практике. Помимо моральных, в учхоз было вложено много физических сил.
Ему, сыну крестьянина, физический труд был просто необходим — это видно по фотографиям, которые можно найти в архиве. Вся его небольшая фигура, так крепко стоявшая на земле, как в былине о русском богатыре, словно питалась силой от земли. Будучи ветеринаром, он комфортно чувствовал себя, рассказывая об урожаях и семенах, о кормах и удобрениях. Он действительно знал все. Недаром Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина присвоила ему звание Почетного доктора.
Научные, производственные и образовательные достижения коллектива, работавшего под его началом, были признаны в самых высших инстанциях. Об этом свидетельствуют его награды: серебряная медаль за участие в Выставке достижений народного хозяйства; за безупречное служение профессии неоднократно был
номинантом Международного конкурса «Золотой скальпель» Ассоциации ветеринарных врачей России; Золотая медаль Всемирного Совета Мира и Советского фонда мира; орден Петра Великого. Ученый включен в энциклопедию «Лучшие люди России».
Но из всего количества медалей и наград самой дорогой для него оставалась медаль «За оборону Кавказа». В самом начале жизненного пути, потеряв в те суровые годы своих боевых товарищей, он навсегда усвоил
один простой урок — нет ничего дороже человеческой жизни и земли предков.
Говорят, человек не обладает чем-либо по-настоящему, если не может этим поделиться с другими. Магомед Мамаевич всегда делился с другими своим внутренним светом.
Айша Тагирова