Прокуратура Дагестана проверяет информацию об очередной массовой гибели тюленей на побережье Каспийского моря. Надзор осуществляют специалисты природоохранной прокуратуры. 170 туш погибших животных обнаружили на побережье в начале мая сотрудники Каспийского природоохранного центра вместе со своими коллегами из Москвы. Предыдущий случай произошел в конце 2020 года.
«По результатам проверки, при наличии оснований, будут приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования. Ситуация находится на контроле в Генеральной прокуратуре Российской Федерации», – сказал представитель пресс-службы прокуратуры Дагестана.
Доследственную проверку также проводит Следком по Дагестану. И хотя она еще не завершена, уже можно говорить о промежуточных результатах.
«В сети попалась только одна нерпа, шкуры содраны с шести, на тот момент животные были мертвы. Для установления причины смерти назначено экспертное исследование», – сообщили «Молодежке» в пресс-службе Следственного управления СКР по республике.
В релизе Всероссийского НИИ рыбного хозяйства (ВНИРО) говорится, что массовый мор тюленей в конце прошлого года, скорее всего, случился по причине выброса природного газа. Взаимосвязь между промышленным ловом рыбы и попаданием тюленей в сети специалисты исключают.
«Экспертам предстоит выяснить, что стало причиной массовой гибели на этот раз – природные, паразитологические либо иные факторы», – сообщил заместитель директора ВНИРО Арсен Мирзоян. Он также отметил, что связь с промыслом кильки исключена. «Судовой траловый промысел обыкновенной кильки в соответствии с Правилами рыболовства завершен 31 марта 2021 года, то есть более месяца назад», – указано в тексте релиза.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
С такой позицией категорически не согласен министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов. Он взял ситуацию с массовой гибелью тюленей в Каспийском море под личный контроль. В федеральном минприроды считают, что гибель тюленей может быть напрямую связана с браконьерством.
«Вопиющая ситуация. Под угрозу поставлена популяция редких животных, почему? Потому что кто-то кильку ловит на пути их миграции, а потом пытается скрыть следы браконьерства!» – приводятся слова Козлова в соцсетях.
Пока ученые и надзорные ведомства выясняют, кто виноват и что делать, «Молодежка» пообщалась с экологами о том, что происходит и к чему это может привести.
***
Ученые считают нерп одними из древнейших морских млекопитающих, доживших до наших дней, хотя достоверной информации об их происхождении и эволюции нет. Но есть предположения, что древним предком, от которого и произошла каспийская нерпа, была кольчатая нерпа. Выглядела она несколько иначе, чем современный тюлень, и жила примерно два миллиона лет тому назад. Позже она перебралась в Каспий и Байкал и дала начало двум новым видам тюленей, в том числе каспийской нерпе – самому маленькому тюленю.
В конце XIX века численность нерпы в Каспии составляла более миллиона особей. Долгое время она была промысловым видом. Еще в 70-80 годы квота на промышленную добычу в Дагестане составляла 100 тысяч животных в год. Сейчас же, по самым оптимистичным оценкам ученых, в Каспийском море осталось всего около 70 тысяч тюленей. Причин, которые привели к значительному сокращению численности, несколько.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
– Был мор, всякие различные собачьи чумки, которыми тюлени болели и умирали. Плюс сокращение пищи. Тюлень ведь в том числе питается этой килькой, о которой столько все говорят. Рыбы стало меньше, вода стала грязнее, климат теплее, льды тают. Факторов – море. В том числе сейчас один из них – охота, тюлень был промысловым видом буквально до 2019 года в Казахстане, на него выдавали квоты. В итоге довели до того, что тюлень стал краснокнижным, это уже большая проблема – как его спасать. Вовремя не отреагировали. Та же самая ситуация у нас будет с нашим кавказским туром. Его всего истребят, потом вспомнят, что, оказывается, нельзя было так, он нужен, он достояние республики, он раньше на гербе находился. И начнут его спасать, – говорит директор Каспийского природоохранного центра Заур Гапизов.
Большинство из 170 тюленей, выброшенных в начале мая на берег, – молодняк, говорят специалисты, у многих есть характерные следы от рыболовных сетей. У 15 процентов из них отсутствует шкура. Это – следы браконьеров.
– Для тюленя нет разницы, в какие сети он попал – официальные или браконьерские. Но есть разница в том, какая именно сеть используется при ловле рыбы: капроновая, которая в мировой практике разрешена, или пластмассовая, используемая незаконно, – объясняет директор Института экологии и устойчивого развития ДГУ Алимурад Гаджиев.
С ним согласен и Виктор Никифоров, ведущий специалист в России по созданию охраняемых природных территорий, координатор природоохранных проектов. Но благополучное существование каспийской нерпы зависит от множества причин.
– На сегодня рыболовство – основной фактор гибели тюленя. Но это абсолютно не отменяет действие других факторов – изменения климата, загрязнения среды. Каспийский тюлень зависит от всего, – считает Никифоров.
Первое, что необходимо сделать, чтобы спасти вид, – запретить промышленный лов рыбы на Каспии во время миграции тюленей весной и осенью, убеждены экологи.
– Никто не выходит специально на ловлю тюленей, потому что наказание за живого или найденную в лодке тушу тюленя несоизмеримо со стоимостью этой шкуры. Шкура, как говорят рыбаки, «это нам на сигареты». Один тюлень – это десять пачек сигарет, грубо говоря. Суть в том, что на время миграции тюленей надо просто полностью запрещать выход в море, как будто там идут учения. Не ловить рыбу, не ставить никакие сети, не заниматься никаким промыслом. И тогда у тюленей будет шанс проскочить хищнический Дагестан. Проблема не только в браконьерах. Проблема во всех сетях, которые есть в Каспии. И в официальных, и в неофициальных, – говорит Гапизов.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Проблема сохранения каспийской нерпы так же остро, как в России, стоит и в других прикаспийских странах. Практически невозможно установить конкретное место, где погибли тюлени, у чьих берегов.
– Я своими глазами видел в Иране и Казахстане, Туркменистане, Азербайджане – везде используются эти пластиковые сети. Тут должен быть комплексный подход. И с населением нужно работать, и с рыбаками, с надзорными органами и с общественностью. Без такого подхода решить проблему будет почти невозможно, – уверен Гаджиев.
Но Каспийский природоохранный центр – общественная организация, не имеющая полномочий на введение запретов на рыбную ловлю, к примеру. Все, что могут делать специалисты центра – выявить проблему и предать ее огласке.
– Мы же общественники – реагируем, даем сигнал. Мы уголовное дело возбудить не можем, наказать никого не можем, – говорит Заур Гапизов.
Сейчас каспийская нерпа занесена в Красные книги всех пяти государств, омываемых Каспием. А Международный союз охраны природы присвоил тюленю категорию «вымирающий вид».
Анастасия Расулова
Читайте также Безвредные советы. Как за несколько шагов очистить от мусора свое пространство