Врио премьер-министра республики Батыр Эмеев, глава минтранса Дагестана Ширухана Гаджимурадов и врио заместителя главы Махачкалы Алибулат Магомедов на пресс-конференции рассказали о планах развития и ремонта дорожной сети региона.
О расстояниях
Всего в Дагестане 26 тыс. км дорог (различного статуса), в том числе более 600 км федеральных дорог.
О суммах
В этом году на ремонт и строительство дорог в Дагестане предусмотрено около 11 млрд рублей. Наиболее крупные проекты, которые реализуются в республике – это завершение межрегиональной дороги Грозный – Ботлих, ремонт улиц и дорог в Дербенте (почти за 720 млн рублей), а также в Махачкале (почти за 2,2 млрд рублей).
Участники пресс-конференции подчеркнули, что дорожные расходы в республике гораздо выше, чем во многих других регионах Российской Федерации. Если, конечно, сравнение проводить не с Москвой или «северной столицей».
О приоритетах
Спрос на проведение новых и ремонт уже функционирующих дорог заметно больше, чем наличие возможностей сделать это. Отсюда система приоритетов при выборе объектов. Они таковы: учитываются дороги, где наблюдаются наиболее интенсивные автопотоки, райцентры, к которым до сих пор нет асфальтированных шоссе, а также популярные туристические направления.
О райцентрах
К примеру, последние из них, к которым уже проведены асфальтированные и бетонные дороги – это Агвали (Цумадинский район) и Вачи (Кулинский район).
В очередных планах – административные центры Ахвахского, Цунтинского районов и Бежтинского участка. Наиболее сложный проект – дорога в Тлярату. Ее будут строить 3 года, стоимость составит около 1 млрд рублей. Причем строительство будет вестись от райцентра, а не к нему (по старту работ).
О туризме
Учитывая возросший интерес гостей к горной республики, чиновники мониторят наиболее востребованные направления. В частности, в планах проведение асфальтированной дороги от райцентра Хебда к селам Кахиб, Гоор и Гоор-Хиндах. Живописные горные пейзажи и отреставрированные башни наблюдения влекут в эти места многих путешественников.
Ожидается, что к 2023 году к Гоор-Хиндаху уже будет проведена новая дорога.
В направлении Чиркея и Зубутли дороги обновляются сразу с двух сторон – с юга от Буйнакска и с севера от Кизилюрта. Напомним, именно в тех краях расположена в том числе обзорная площадка с видами на Сулакский каньон.
О трассе «Кавказ»
Руководители своими глазами видели длиннющие пробки на этом шоссе, в частности, на отрезке от Ачису до Манаса. Варианты решения проблемы различны. Понятно, что нужны федеральные инвестиции в такую автодорогу как «Кавказ», ведь это часть будущего транспортного коридора «север – юг», который свяжет Россию, Иран, Пакистан и Индию. Такое масштабное по нагрузкам шоссе не может быть двухполосным.
Одновременно внимание уделяется параллельному участку дороги – от Манаса санаторию «Каспий» и далее вдоль побережья по направлению к Каспийску. Многие водители, пытаясь избежать стояния в пробках, сворачивают сюда с федеральной трассы. Этот отрезок также будет ремонтироваться.