О малоизвестных деталях процесса газификации Дагестана, о конкретных перспективах по итогам визита делегации «Газпрома» в регион «Молодежке» рассказал заместитель министра энергетики и ЖКХ республики Магомед Алибеков.
— Магомед Гаджиисхакович, давайте начнем с того, какие именно районы и населенные пункты на сегодня в республике не газифицированы?
— Из 52 муниципальных районов и городских округов полностью негазифицированными остаются 11 горных районов: Агульский, Ахвахский, Бежтинский участок, Гунибский, Кулинский, Лакский, Рутульский, Тляратинский. Цунтинский, Чародинский, Шамильский.
Из 1589 населенных пунктов республики НЕ газифицированы 841.
— Если сравнивать газификацию Дагестана с другими российскими регионами, как можно оценить ситуацию?
— Уровень газификации республики составляет 75,8 %. Это усредненный показатель в общем по стране.
— В СМИ весьма активно освещался визит в республику делегации «Газпрома», встреча с руководством региона. Если говорить конкретно, какие изменения с газификацией ожидаются в Дагестане по итогам этого визита?
— Если коротко, речь идет об ускорении темпов газификации и догазификации региона. И о совершенствование системы газоснабжения и газопотребления.
— Когда вы говорите об «ускорении» — имеются в виду сравнительные темпы? Это можно проиллюстрировать, сравнив, к примеру, цифры за прошлый и этот годы?
— Тут дело даже не в цифрах, а скорее в механизмах газификации региона. Программа у нас и так достаточно обширная, но механизм реализации тормозил темпы этого процесса.
Например, на нас лежали обязательства по строительству внутрипоселковых сетей. Сейчас же ЕОГ (Единый оператор газификации) взял на себя и внутренние, и межпоселковые сети, это заметно ускорит процесс в целом.
— Почему?
— Потому что бюджетных средств республики не всегда хватало на строительство внутрипоселковых сетей. Из-за этого их возведение переносилось на более поздние сроки.
А на сегодня уже подписан План-график синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации по Республике Дагестан ПАО «Газпром».

— Он предусматривает какие-то мероприятия уже в этом году?
— Да, к примеру, речь идет о реконструкции и техническом перевооружение 9 ГРС – газораспределительных станций: Махачкала Северная-1, Махачкала Северная-2, Манаскент, Карабудахкент, Хасавюрт-1, Хаджалмахи, Ново-Лидже, Магарамкент, Ново-Мехельта. Всего в Дагестане 106 газораспределительных станций (ГРС). 25 из них перегружены или работают на пределе своей производительной способности.
Реконструкция ГРС позволит обеспечить стабильное газоснабжение ряда населенных пунктов.
Кстати, сама тематика ГРС была одним из пунктов обсуждения в ходе визита делегации «Газпрома» в республику. На встрече с главой Дагестана был поднят вопрос переноса сроков по реконструкции и техническому перевооружению этих станций с 2025 года на 2023 год.
Это нужно в том числе как раз для ускорения газификации. Иначе перегруз ГРС не позволяет подключать новых потребителей к газораспределительным сетям.
— Если возвращаться к мероприятиям именно этого 2022 года..?
— Уже в этом году будет завершено строительство межпоселкового газопровода в Гумбетовском районе, к населенным пунктам: Аргвани, Гадари, Ново-Арагвани. Общая протяженность этого газопровода 23 км.
И еще в этом году начнутся проектно-изыскательские работы по 55 межпоселковым газопроводам, общей протяженностью 764 км, а также по 202 внутрипоселковым газопроводам с вводами до границы земельных участков, общей протяженностью 1 063,9 км.
— Понятно, проектные работы. А фактическое строительство этих газопроводов завершится..?
— …В 2025 году. Обратите внимание, речь идет о масштабных работах на территории 22 районов республики: Хунзахского, Гергебильского, Ахвахского, Цумадинского, Гумбетовского, Агульского, Хивского, Ахтынского, Рутульского, Бабаюртовского, Буйнакского, Гунибского, Дахадаевского, Кизлярского, Левашинского, Магарамкентского, Ногайского, Сергокалинского, Тарумовского, Хасавюртовского, Кулинского, Лакского.
В рамках социальной догазификации планируется газифицировать более 2000 домовладений.
— Верно ли, что часть проблем упирается в неясный статус некоторых земель в республике?
— Действительно этот вопрос остается актуальным для нашей республики. Ряд населенных пунктов расположен в зонах отгонного животноводства без присвоения им официального статуса, что препятствует их газификации согласно действующему законодательству.
Наличие статуса у муниципальных образований является одним из обязательных условий для подведения газификации. Также отсутствие правоустанавливающих документов на домовладение и земельный участок под ними не позволяет гражданину участвовать в социальной догазификации.
— Ведь до сих пор к некоторым населенным пунктам (в зонах отгонного животноводства) газ проводили? То есть этому не препятствовало действующее законодательство?
Ну, и более актуальный для жителей вопрос: а как быть-то? Что делать, ведь людям нужен газ… В чем решение проблемы?
— Вообще-то в соответствии с целевым назначением земли отгонного животноводства относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, что не предполагает на их территории строительства жилых домов.
Но так исторически сложилось, что там образовались поселения, и люди проживают в них на постоянной основе. Чтобы не оставлять людей без газа, к ряду таких населенных пунктов действительно были подведены газовые сети без наличия статуса.
В настоящее время вопрос присвоения статуса населенного пункта поселениям, кутанам, расположенным в землях отгонного животноводства, остаётся открытым. Ведь только при наличии данного статуса местные власти обязаны обеспечить их население всей инженерной инфраструктурой.
— Проведение газовой инфраструктуры в высокогорном Дагестане безопасно с точки зрения возможных ЧП?
— Одним из перспективных вариантов в таких местах видится локальное газоснабжение компримированным природным газом.
— «Компримированным»?
— Это сжиженный природный газ (СПГ), имеющий в своей основе метан. Он является экологически чистым видом моторного топлива.
Задачу газификации потребителей там, где прокладка газовых трубопроводов не целесообразна, можно решать путем использования как раз такого газа.
— Переводя его в сжиженное состояние?
— Да, после очистки от примесей газ охлаждают до температуры конденсации (-161,5 °C), при этом он превращается в жидкость, а его объем уменьшается в 600 раз.
— Это ведь давно известный технический процесс?
— Для него необходимы средства получения сжиженного газа на газораспределительных станциях с хранилищами-накопителями. Еще нужны перевозчики продукта (автогазовозы) и местные хранилища СПГ.
Далее сжиженный природный газ может по местным трубопроводам низкого давления выдаваться потребителям.
Кстати, эта проблематика также обсуждалась при встрече главы республики с делегацией ПАО «Газпром».
Альберт Мехтиханов




