Сегодня глава Дагестана Сергей Меликов, выступая в Народном собрании с отчетом о результатах работы правительства за 2021 год, рассказал о дефиците производимой в Дагестане электроэнергии:
«При потребности 7,7 млрд киловатт-час у нас в республике производится 4,8 млрд киловатт-час. Если мы эту ситуацию не поменяем, у нас скоро потребности и возможности приобретут баланс вдвое», — заявил руководитель республики.
Ситуацию в разговоре с «Молодежкой» прокомментировал руководитель проектного офиса по развитию возобновляемых источников энергии при минэнерго Дагестана Артур Алибеков:
– В Дагестане сейчас электроэнергия производится в основном гидроэлектростанциями, большинство из которых построены еще в советское время. Объем производимой ими электроэнергии колеблется от 3,7 до 6,1 млрд кВт часов.
При этом годовое потребление энергии в 2021 году у нас составило 7,7 млрд кВт часов, а производство в этот же год — 4,8. Это физическое потребление – то есть сколько электроэнергии было использовано в регионе. Значит, дефицит баланса составляет более 2,9 млрд кВт часов. Этот показатель зависит не только от роста энергопотребления, но и производства электроэнергии на наших ГЭС, потому что выработка ГЭС зависит от количества воды в реках. Дождей и снега много, год многоводный – энергии производится больше, и наоборот.
Причем дефицит баланса у нас наблюдается уже более десяти лет, и растет он постоянно и устойчиво, новых мощностей для его покрытия внутри региона долгое время не строилось, а рост энергопотребления постоянен. И покрывается сейчас он перетоками из соседних энергосистем и даже Азербайджана. А это значительные расстояние и технические потери. Раньше, лет 20-30 назад у нас потребление было около 2-3 млрд. кВтч в год, а производство примерно такое же как сейчас и мы были донорами энергии для соседних регионов. Но потребление росло одним высоким темпом, а объекты генерации гораздо меньшим. Вот и дефицит действительно большой, потребление растет с урбанизацией и количеством энергоприборов. Вспомните, сколько было в вашем доме приборов, например 20-30 лет назад и сколько сейчас, все это требует кВтч. И энергосистема, включая линии электропередач изначально не были рассчитаны на такую нагрузку. И конечно же нужно соизмеримо росту энергопотребления развивать энергосистему, а в нашем случае еще и наверстывать.
Важно понимать, что государство не строит само электростанции и линии электропередач. Это не бюджетные затраты, это вопросы частного бизнеса. Для этого привлекаются инвесторы, которые строят по всей России проекты генерации, обеспечивают их эксплуатацию и отпуск электроэнергии в сеть на согласованных с государством условиях.
Наша задача – привлекать таких инвесторов, строящих проекты возобновляемой энергетики, в Дагестан. Для этого создаются условия, чтобы этим инвесторам, например, было более выгодно и безопасно построить солнечную электростанцию в нашей республике, а не в другом субъекте. Инсоляции, т.е. ресурса у нас значительно больше для выработки солнечной энергии, чем в других регионах, но у инвесторов и больше страхов, и предубеждений. С этим приходится работать, приводя энергокомпании в Дагестан и даже беря на себя определенные риски.
Частый миф, с которым я сталкиваюсь, — что солнечные электростанции или вообще все строит государство. Нет, это все строит частный бизнес, на принципах инвестиций, и, соответсвенно, заботится об эффективности своих объектов генерации и инфраструктуры. Инвесторы уже создали в России систему производств практических всех компонентов солнечной и ветровой энергетики, поэтому есть и высокая устойчивость данного сектора, и готовность вводить новые объекты.
Первый крупный объект солнечной энергетики – в Южно-Сухокумске, сейчас завершается его строительство. Это 15 мегаватт солнечной генерации. Всего в планах проектов, по которым инвесторы уже включились в программы ввода новых мощностей, – на 195 мегаватт по Дагестану. Это примерно 300 млн кВт часов, то есть обеспечение электроэнергией примерно 40-50 тысяч домов .
Работа по привлечению инвесторов в строительство генерирующих объектов является приоритетной для решения недостатка баланса электроэнергии. С учетом природного потенциала Дагестана, основная возможность для этого лежит в плоскости возобновляемых источников электроэнергии. Это солнечная, ветровая и гидроэлектроэнергия. Для этого как раз требуются инвесторы, которые будут преобразовывать ресурс в энергию для развития региона.
Чтобы полностью обеспечить потребности Дагестана, потребуется ввод новых объектов генерации мощностью около 1100 мегаватт к нашим 1900 существующим. Такое количество генерации электроэнергии позволит наверстать и на какое-то время покрыть дефицит баланса. Потому что потребление развивается, растет и будет расти.
В настоящий момент по проектам, по которым уже приняты инвестиционные решения, объекты включены в соответствующие программы ввода новых мощностей генерации и ведется их разработка, плановый объем частных инвестиций составляет свыше 26 млрд рублей.
В республике планируется создание нескольких проектов строительства энергообъектов, включенных в федеральные механизмы стимулирования развития возобновляемой энергетики:
▪️Южно-Сухокумская СЭС (мощность — 15 МВт), инициатор проекта — ГК «Хевел», плановый ввод в эксплуатацию — 2022 год.
▪️6 мини-ГЭС в горных районах Дагестана (мощность — по 1 МВт каждая), инициатор проекта — российско-итальянская компания «ГидроЭнерджи» (СП «EcoEnergy» и «IdroEnergia SLR»), плановый ввод — 2023–2024 гг.
▪️Могохская ГЭС в Гергебильском районе (50 МВт), инициатор проекта — «РусГидро», срок ввода – 2028 год.
▪️Солнечная электростанция в Ногайском районе (60 МВт), инициатор проекта — «Юнигрин Энерджи», срок ввода — 2024 год.
▪️Солнечная электростанция в Дербентском районе (96 МВт), инициатор проекта — «Солар Системс», ввод в эксплуатацию — 2023 год.
▪️Махачкалинская ветряная электростанция к северу от г. Махачкалы (мощность — 12,5 МВт), инициатор — «Махачкалинская ВЭС» (входит в ГК «EcoEnergy»), плановый ввод в эксплуатацию — 2023 год.
▪️СЭС «Уйташ» и СЭС «Кизлярская» (мощность — 24 МВт), инициатор — «Электрон». Плановый срок ввода в эксплуатацию — 2022 год.