На середину ноября в Дагестане запланированы мероприятия, приуроченные к 300-летию Каспийской флотилии. В этой связи «Молодежка» опубликует серию материалов, рассказывающих как об истории этой военно-морской структуры, так и о ее настоящем, в том числе о службе военных моряков в наши дни.
Отсчет юбилейной даты привязан к периоду Персидского похода: в нем принимала участие первая военная флотилия под руководством Федора Апраксина. А документально создание флотилии было закреплено указом Петра I осенью того года — 15 ноября.
Но задолго до этого русские купцы и мореходы проявляли интерес к Каспийскому (или, как его тогда называли, Хвалынскому) морю. В древних летописях сохранились сообщения о визитах славян к крупнейшему на планете озеру еще в IX веке.
По морю проходили торговые поездки в Персию и Ширван. Имели место и военные акции: так, в 880 году русские корабли дошли до южного побережья Каспия.
Позднее, в период нашествия монголо-татар, интерес к Каспийскому морю на Руси прекращается на несколько веков: в те столетия большее внимание Русского государства привлекает Балтийское море на севере.
Вновь интерес к южному морю возродился с присоединением Астраханского ханства к Российскому государству (в середине XVI века).
Тогда в сотрудничестве с Голштинским герцогством была предпринята первая попытка основать на Каспии новую флотилию. Она не состоялась по климатическим причинам: первое из запланированных десяти судов попало в сильный шторм и очень серьезно пострадало. Тогда от проекта отказались и немецкие партнеры, и русские власти.
К его реализации государство вернулось гораздо позже — уже при другом политическом руководстве.
Император Петр I проявил существенный интерес к овладению Каспийским морем и прилегающими территориями. Он исходил из того, что контроль экономических маршрутов в Каспийском море повлечет рост доходов страны. В его понимании страна могла бы стать посредницей в торговых взаимоотношениях между Европой и Азией.
К реализации этих замыслов российская власть готовилась загодя. Еще в начале XVIII века в Казани было основано адмиралтейство: стартовало возведение судов для Каспия. Петр I уже закрепился в планах взятия под контроль побережья Каспийского моря. Российская империя таким образом смогла бы получить доступ в Среднюю Азию и Индию.
В водах Каспийского моря русский флот Петра появляется в 1722 году (отсюда и дата юбилея). Одной из функций флотилии стала защита купеческих судов. База флотилии была расположена в Астрахани. На первом этапе она включала в себя две сотни речных судов и около полусотни ластовых судов.
Многочисленный отряд русского флота во главе с императором вышел в Каспийское море летом 1722 года. Так начался Персидский поход Петра I. В нем участвовало более 277 судов и более 22 тысяч человек. Соединением кораблей командовал генерал-адмирал Апраксин, но головной отряд возглавлял сам Петр.
В ходе Персидского похода власти пришли к выводу о необходимости регулярной военной флотилии. 4 ноября 1722 года указом Петра I была основана Каспийская военная флотилия, а в Астрахани был открыт военный порт для базирования флотилии. Эта дата и стала днем основания Каспийской флотилии.
Каспийская флотилия — оперативное объединение Военно-Морского флота России.
Главная база с 2020 года расположена в Каспийске и имеет зону ответственности — регион Каспийского моря. (Решение о ее передислокации из Астрахани было принято в 2018 году.)
Флотилия — наиболее мощное военно-морское объединение в Каспийском регионе. В ее составе находятся несколько бригад и дивизионов кораблей, береговые войска.
Дивизион артиллерийских катеров дислоцируется в Астрахани и столице Дагестана.
Флагман флотилии — ракетный корабль проекта 11661К «Дагестан».