С середины 1990-х годов в редакции «Молодежки» работала Эльмира Кожаева. К тому времени уже известная ногайская поэтесса, она неожиданно для многих стала военным корреспондентом — и длительное время работала в зоне вторжения летом 1999 года. В последние годы Эльмира Юнусовна возглавляет республиканскую газету на ногайском языке «Голос степи». Накануне годовщины событий в Ботлихском районе она поделилась с «Молодежкой» своими воспоминаниями.
По дороге из Агвали в Ботлих
(7 августа 1999 года; боевики только-только заняли четыре села Ботлихского района)
…С утра в связи с нападением боевиков увеличивается поток беженцев из Агвали. С беженцами уехала и я в Ботлих. Маленькая «таблетка» уместила в себе 12 человек: дети, мать семейства и старая бабушка, которую насильно посадили в машину, — никак не хотела уезжать из родных мест.
На руках у матери — годовалый ребенок. Трое других маленьких детей, притихшие, уселись вокруг бабушки. А бабушка напевает старинную аварскую песню. Видимо, это песня-плач, так как остальные женщины в машине вытирают слезы. Эвакуация. У меня такое ощущение, будто смотрю фильм про войну.
По дороге остановились возле реки. Вокруг красота такая, река громогласно несет свои воды… Андийское Койсу, сколько ты с собой унесешь слез матерей и жен впереди… Никто не знал пока… Солнце светило так, как будто в последний раз, упрямо упираясь лучами в высокие горы. А за горою уже началась война…
Районный центр
…Войну настоящую я увидела в Ботлихе. Стоит великий плач, истеричные крики и много машин. Беженки с детьми уезжают. Автобусы перегружены. На грузовых машинах постелена солома. Для детей и их матерей, чтобы вывезти их в ближайшие районы и в Махачкалу. Это Ботлихский штаб принял решение о вывозе из Ботлиха женщин и детей. Существовала угроза, что, по опыту Буденновска, женщины и дети могут быть взяты в заложники.
Вертолеты еще не летают, войск нет. Люди в растерянности: неужели Россия не поможет? Многие мужчины поседели за одну ночь. Нет в районе главы администрации района. Он уехал в Махачкалу по делам района и не успел вернуться.
Вечером…
…прибыл глава Казбековского района Амир Азаев с полусотней вооруженных мужчин. Все они были работниками органов власти их района. Ботлихцы поняли, что соседние районы не оставят их в беде и опасности. Это дало какую-то уверенность жителям Ботлиха. Но к вечеру следующего дня бойцы Азаева были вынуждены уехать к себе в район, потому что поступила информация об обострении ситуации в казбековском направлении границы с Чечней.
Оперативно создаются штабы — почему-то раздельные: Ансалтинский, Шодродинский, Ботлихский сельский, Ботлихский районный, Рахатинский, Тандинский.
Командиром Ботлихского штаба стал Магомед Шапиев. Такой неспешный и тихий человек. Я подумала: какой из него командир? Но когда увидела его, как он четко дает команды, поручения ополченцам, в голове держит все и всех, поняла – цены ему нет. Но что хотят ополченцы? Все просят одного — оружия, чтобы самим выгнать боевиков с родной земли. А оружия долго не будет.
В горы по узкой серпантинной дороге тянется тяжелая бронетехника. Решением руководства МВД и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в Ботлих были направлены два усиленных батальона — 102-й бригады Внутренних войск МВД и 136-й отдельной мотострелковой бригады Вооруженных Сил РФ, входящих в состав Временной объединенной группировки.
Это на первое время. Военных потом будет очень много.
Коллеги
Подтягиваются к Ботлиху представители всевозможных СМИ. Образуются два корпункта — в микрорайоне и в центре Ботлиха в доме местного жителя – ополченца, заместителя начальника штаба села Ботлих Муртуза Гасангаджиева. Его мама и жена с детьми уехали в город. Племянник тоже ходит в ополченцах. Всем журналистам, с кем приходилось общаться, я старалась объяснить создавшуюся обстановку.
Материалы в газету я передавала через Ботлихский узел связи, а там окно было разбито и через него, просунув голову и следя за небом, можно было вести прямые репортажи. Репортажи получались самые настоящие. Вокруг меня собирались люди и внимательно слушали, что я передаю в редакцию. И в такт моим словам кивали головой, потому что я передавала правду про войну, какая она есть.
Комендантский час
С 8 августа в Ботлихе был объявлен комендантский час — с 21:00 до 7:00. Категорически запрещена продажа спиртных напитков. Да и не до спиртного было ботлихцам, которые с утра до вечера толпились перед райотделом и требовали оружия.
Многие ополченцы шли рыть окопы, охраняли (хотя и без оружия) все пути-выходы из села, набивали рожки автоматов сотрудникам милиции.
9 августа
…война шла вовсю. С раннего утра одновременно с разносившимся от мечети азаном начиналась артиллерийская канонада. А в безлюдных садах падали на окровавленную землю переспелые абрикосы. Становилось жутко. Но ботлихцы и к этой обстановке привыкли. Каждый день в чьем-то дворе резали скот, мясо которого предназначалось для общего котла. Из этого котла питались ополченцы, солдаты, милиционеры, журналисты. Все, кто приехал в Ботлих.
Женщины, оставшиеся в Ботлихе, днем и ночью проводили время возле котлов. Несли они из дома практически все: баллоны с запасенными на зиму домашними консервами, фрукты, овощи. А одна столетняя бабушка принесла коробочку сахара-рафинада аж 1972 года выпуска и свои похоронные деньги.
Вынула из савана, приготовленного для нее. Когда женщины у нее спросили, куда деньги добавить, — на продукты или на оружие, то она зыкнула в их сторону: «На оружие!» Такая сухонькая бабушка, несмотря на жару, в тяжелой шали и с острым любопытным взглядом.
Волк-хан
Магомедхан Гамзатханов (Волк-хан) по поручению правительства РД организовал доставку около 5 тысяч карабинов и автоматов.
У ополченцев явно поднялось настроение. Им казалось, что сейчас же им раздадут оружие и они начнут вытеснять врага.
Бдительность
Каждый день во время обеда на площади вокруг меня собирались и стар и млад, которым я рассказывала то, что узнала во временном пресс-центре РОВД.
Узнав об этих «совещаниях», в пресс-центре мне сделали замечание: мол, не имеете права. Но почему? Я ничего не выдумывала, сообщала официальные факты людям, жаждущим узнать, какова обстановка на их родной земле.
Вот тут-то начальник временного пресс-центра МВД РД Дмитрий Никифоров и пояснил, что среди собравшихся могут быть и люди боевиков, которым нужна наша информация…
Финал
Во второй половине августа после нескольких атак федеральных войск боевики покинули высоту Ослиное Ухо.
27 августа председатель правительства России Владимир Путин совершил поездку в Ботлихский район. Он вручил золотые часы и ордена «За личное мужество» группе военнослужащих, а также государственные награды наиболее отличившимся бойцам отряда самообороны.
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Анатолий Квашнин сообщил, что группировка федеральных сил, действовавшая против вторгшихся в Дагестан бандформирований, насчитывала 4 тысячи человек.
Ботлихцы и все те, кто принимал активное участие в изгнании боевиков с гор, открыто радовались победе.