В последнее время мусульмане часто оперируют терминами «исламская медицина», «исламская экономика», «исламская политика», ссылаясь практически на любую аргументацию, исходящую от принципов, например, «исламской медицины», иногда даже полностью заменяя ими научно обоснованные тезисы и медицинские методы лечения с доказательной базой, которые есть в неисламской медицине. Естественно, такой подход является не просто ошибочным, но и прямо противоречащим исламу, о чем много было сказано ранее. Непонимание этого и заблуждение в терминологии строится на банальном невежестве в идеологических вопросах. Медицина, экономика или политика, как и вся социальная сфера, не бывают «исламскими» и «неисламскими», так как все это – общечеловеческие сферы деятельности и взаимоотношений между людьми, и они есть у всех народов и во все времена. Отличие же исламского от неисламского заключается только в вопросах религии – убеждений и поклонения, то есть в религиозных вопросах, а не в бытовых. Что касается быта и мирских дел, то термины «исламский» или «исламская» допустимы лишь для приведения той или иной деятельности в соответствие с шариатом. Например, под «исламскими обрядами поклонения» понимается то, что есть в шариате и присуще только мусульманам. А если сказать «исламские торговые сделки» или «исламские методы лечения», то это будут обычные торговые сделки или стандартные методы лечения, которыми пользуются как мусульмане, так и немусульмане, но соответствующие шариату, например, договоры, заключенные без запретных схем типа ростовщичества, или медицинское лечение без применения запретных средств (алкоголя, свинины и т. д.). Таким образом, «исламская медицина», «исламская экономика», «исламская политика» – это соответствие медицины, экономики или политики шариату, а не образование какой-то новой сферы деятельности, новой медицины или экономики специально для мусульман. Важно понимать разницу и отличать вопросы ибадата (религиозных обрядов поклонения) и муамалята (бытовой деятельности и взаимоотношений).
Что касается понимания медицины Пророка и ее методов, то она объясняется общими и конкретными постановлениями, имеющимися в них:
— общие постановления – те, которые подходят всем и во все времена и соответствуют доказательной медицинской науке, а также то, что касается профилактической медицины и методов профилактики болезней и недугов;
— конкретные постановления – те, которые касались того времени и тех методов и средств лечения по тому или иному конкретному случаю, тоже имевшие доказательную базу в медицине.
Мурад Загиров, главный специалист-эксперт отдела анализа профилактики идеологии экстремизма и терроризма министерства по национальной политике и делам религий РД





