Заведующий кафедрой онтологии и теории познания ДГУ, доктор философских наук, профессор Мустафа Билалов ответил на вопросы «Молодежки».
— Мустафа Исаевич, прежде всего просьба рассказать нашим читателям о себе, свою биографию. Только не сухими строками официальной справки, а просто вспомнить о своем детстве, юности, родных местах, учебе, работе.
— Самая типичная для моего поколения биография. Родился в с. Бабаюрт, учился на отлично, был активистом-комсомольцем, все дела совершал под лозунгами патриотизма. Он сказался и в выборе профессии, и в ключевых пунктах биографии – доброволец и в армейской службе, и в карьере – соблазнительные предложения были и в Ереване, и в Бостон звали, и в Анталию… Не просто возможности и не только по географии, но и в партийную политику, и в профессиональном выборе – и в физику, и в философию. Нет, глаза не разбегались – я был сосредоточен на философской науке, и жить и работать в Дагестане.
— У поэтов, у прозаиков порой спрашивают, мол, над чем работаете? А над чем работают философы, помимо преподавания? Какие темы разрабатываете вы как исследователь?
— Я же окончил матфак ДГУ и был в аспирантуре настроен на исследование философских проблем математики. Но известный философ, заведующий кафедрой философии в МГПУ Владимир Спиридонович Готт пробудил интерес к теории познания, а точнее, теории истины. И вот уже более полувека не изменяю истине, надеюсь, это взаимно. Но гносеология, эпистемология – волшебный ключ к другим актуальным проектам в реальной жизни и в моей карьерной траектории – до компетентного ученого развились во мне исследования в области философии культуры, философии ислама, философии образования… Благодатной проблемой для осмысления злободневных вопросов стала разработка вопросов «познавательной культуры». Этот термин получил признание философской общественности – в энциклопедиях, есть публикации в высокорейтинговых журналах – «Вопросы философии», «Философские науки», «Вестник МГУ» и др.
— И чем занимаются ваши коллеги? Сколько их, кстати, в Дагестане – в том числе со степенями докторов и кандидатов наук?
— Подавляющее их число продолжает традиционные для региона вопросы истории и теории национальных отношений, философии религии (раньше атеизма), морали и др. В 70-е годы появились первые исследования по философским проблемам математики, естествознания, эпистемологии и философии науки – Х. М. Фаталиев, У. А. Раджабов, А. М. Магомедов, З. М. Абдулагатов, Ю. Н. Абдулкадыров, О. Р. Раджабов, Р. А. Акимов и др. Ну и я в этой плеяде.
В списках с членскими взносами Дагестанского отделения Российского философского общества, которым я руковожу более 25 лет, – более 100 человек, преподавателей и студентов. Профессоров – 11, доцентов кандидатов наук – 37. Дагестанское отделение – одно из активных, на его счету около десяти крупных конференций в Махачкале, участие в мировых и российских конгрессах, в нашей структуре функционирует интеллектуально-философский клуб «Эпоха». Мы можем гордиться тем, что в числе немногих в России открыли специальность «Философия» на базе ДГУ. Я благодарен коллегам за взаимопонимание и всемерную поддержку в проведении научных форумов, традиционного Всемирного дня философии в Национальной библиотеке с участием широкой общественности. Философия Дагестана сегодня — это не просто наука и вузовское образование, в последние двадцать лет она шагнула в народ, стала практической методологией дагестанской культуры, гражданского общества, его цивилизационных перспектив, роли ислама во всех сферах социального развития.
— Я был на круглом столе с вашим выступлением, и мне показалось, что не все участники точно поняли вашу идею, высказанную там, — об открытии структуры с названием «евразийская культура». И о том, что это учитывало бы и фактор преобладающего в Дагестане исламского вероисповедания, и геополитический разворот Российской Федерации к дружбе и партнерству с Глобальным Югом. Не расскажете читателям о деталях вашего замысла?
— О евразийском будущем России пишут мыслители не одно столетие. С развалом СССР, с началом пересмотра коммунистических перспектив нашей страны чаще стали говорить о евразийской концепции с социалистической ориентацией. В ней нашли отражение опыт наших исконных джамаатства, соборности, удачных сочетаний православия и суфийского ислама, ценностей национальной ментальности и идентичности многочисленных этносов России.
Евразийская культура слабо изучена нашей наукой, не культивируется образованием и заслуживает самого пристального осмысления и рассмотрения в идеологии, духовных и социально-политических векторах. Этим аспектам посвящены мои монографии «Дагестан в культуре и цивилизации», «Метаморфозы познавательной культуры», «Философия смысла жизни в ценностных установках современников» и др. Недавно ученый совет ДГУ выдвинул их на соискание Государственной премии РД в области общественных наук 2024 года.
На мой взгляд, идеи евразийства отвечают международной политике России, ее месту в новом мироустройстве, особенно после начала СВО на Украине. Да и наши руководители государства после десятилетий прозападной политики на поводу у США все теснее сближаются с Эрдоганом и Ираном, вернулись к вековой дружбе с Китаем, нашли общий язык с Индией, Бразилией, крупными африканскими странами. Этот решительный отказ от разлагающей культуру нынешней европейской цивилизации, разрушительной для этнической идентичности, семейных ценностей и личностного становления людей, я воспринимаю как высочайший патриотический долг каждого россиянина.
— Общий уровень вузовского образования в Дагестане – как вы его оцениваете? Что считали бы целесообразным закрепить, а что – поменять?
— Полвека занимаюсь философией — преподаю в вузе — и погружен в ее науку – был и деканом, и проректором, имею около 500 статей, 25 монографий, с удовольствием занимаюсь любимой работой. Смысл в ней видел в преодолении препятствий, в ее совершенствовании, в поиске новаций… Но в последние десятилетия образовалось совершенно неожиданное – удручающее падение качества школьного и вузовского образования, профанация науки. Западу удались провокации с рыночной экономикой, избирательной системой и Болонской системой.
Я это оцениваю не столько на уровне здравого смысла, но как специалист в области человеческого познания – фрагментаризация познания тестовой системой, отрыв воспитания от обучения, деформация мировоззрения неолибералистическими принципами абсолютизации прав человека, гипертрофированным эгоизмом, навязывание гендерных извращений трансгуманизма и постгуманизма – чем только не засорили отечественное образование!
На всех уровнях своей профессиональной и общественной деятельности пытался этому воспрепятствовать, но власть на всех уровнях вынуждена была следовать продавшему народные интересы олигархату и весьма агрессивной прозападной части российской интеллигенции. Сегодня, когда приходит конец политике этой пятой колонны, многие ее рупоры в самой науке и образовании перекрестились в очередной раз – беззастенчиво повторяют уже ставшие банальностями доводы против этой политики – вслед за обывателями.
— Тема избыточного количества выпускников по целому ряду специальностей (на обсуждении на круглом столе) тоже была обсуждена на той встрече. Что именно вы имели в виду, Мустафа Исаевич?
— Эта тема всем давно известна. С развалом Союза, его экономики и политики, резко вырос престиж коррупционных специальностей – бухгалтеров, финансистов и т. п. Экономики нет, по большому счету, а их выпуск резко вырос. Юристов стали выпускать на порядок больше – профильные и непрофильные вузы, законы не соблюдаются, правовая культура падает, а спрос и интерес на них, особенно в Дагестане, всячески искусственно повышаются дельцами от науки и образования… Жалко обманутых, дезориентированных молодых людей и их родителей, которые, мало того что не получают толком и школьного образования, вынуждены прозябать в контейнерах на Ирчи Казака или крутиться таксистами, и то если им повезет.
Некоторые думают, что я все это пишу, потому что на философию выпускники школ мало поступают, хотя об этом я трубил задолго до открытия специальности «Философия» в ДГУ. А ведь самые востребованные в осмыслении тенденций глобализации и регионализации, будущего наших языков и традиций, религиозных перспектив и есть философы…
Беседовал Альберт Мехтиханов
Профессор Мустафа Билалов — заведующий кафедрой онтологии и теории познания на факультете психологии и философии Дагестанского государственного университета, председатель Дагестанского отделения Российского философского общества, председатель Общественного совета при Агентстве информации и печати РД, доктор философских наук, руководитель госпрограммы по развитию гражданского общества в Республике Дагестан, член экспертного совета ВАК по теологии.