Военный медик из Дагестана два года служит в зоне специальной военной операции. «Молодежка» побеседовала с Патимат Омаровой.
Малая родина
— Папа у меня — аварец из Левашинского района, мама — из Гумбетовского. Родилась я в Буйнакске, там же окончила школу. Окончила буйнакскую школу №2 с золотой медалью.
У меня мама более 40 лет проработала в медицине, и я тоже выбрала эту профессию. Окончила Буйнакское медучилище с красным дипломом, поступила в ДГУ на психологический. Вышла замуж, родила двух прекрасный дочерей.
Работала в Буйнакском противотуберкулезном диспансере: сначала в терапевтическом отделении, потом в хирургическом.
Буйнакск — город военный, там дислоцируются воинские части, и мне всегда были интересны профессии, связанные с формой. У меня папа — майор МВД на пенсии, и мне хотелось тоже надеть форму.
Бахмут
— Тут началась специальная военная операция, и я приняла решение: ехать! Как-то психологически подготовив родных, близких, в 2023 году я сдала документы, прошла пункт отбора и по распределению попала в 195-й медицинский батальон 150-й Новочеркасской дивизии.
Изначально подписывала контракт на год: мол, посмотрим, что это и как… В прошлом году продлила контракт уже на три года.
Первая моя командировка была в Бахмут. То, что там на «рюмке» царила особая атмосфера, отмечают все коллеги. Начиная от ведущих военных хирургов.«Рюмка» — это место в Бахмуте, у местного завода игристых вин и шампанского. Город в городе. Глубина размером с пятиэтажный дом. Мы работали на глубине 72 метра.
Проработала семь месяцев, чего только там не видела… Получила там свою первую государственную награду — «За спасение погибавших». (На родине меня тоже наградили — золотой звездой «Народный герой Дагестана», еще одна — за участие в спецоперации. Впрочем, сразу скажу: у меня не было цели получать награды, целью было помогать.)
Лисичанск
— После Бахмута — Херсонское направление, еще около полугода.
Получила отпуск, повидала родных и близких. И с лета прошлого года я в Лисичанске (Луганская Народная Республика).
За эти два года я поработала с такими ведущими хирургами, с такими специалистами, в том числе академиками… Например, Дмитрий Анатольевич Хубезов.
Отец

Фото из личного архива.
— Уже после меня в зону СВО, подписав контракт с батальоном «Каспий», отправился и наш отец. В возрасте 60 лет… Он все говорил до этого, что, мол, хоть и на пенсии, не хочет сидеть дома, бездействовать… Уехал, можно сказать, тайком от родных, уклончиво объясняя, куда направляется: якобы куда-то к другу, помочь поработать… Пробыл в зоне СВО полгода… Получил обморожение стоп второй степени…
На фото мы как раз вдвоем с отцом в зоне специальной операции, это перед его отправкой в эвакуацию.
Вообще, СВО — это великая история сплочения людей во имя одной общей цели, со всех концов нашей огромной страны. Сколько я тут друзей обрела!
Сколько волонтеров со всех уголков… в том числе и мой родной Дагестан. Всегда помогает. Сергей Меликов, просто, ин ша Аллах, когда-нибудь я его увижу воочию и поблагодарю за все, что он делает для фронта.
Он плакал не из-за пальцев…
— Запомнился случай в Бахмуте. К нам поступил раненый боец, с нетяжелыми ранениями. Обрабатываю ему рану на руке, делаю перевязку на поврежденных пальцах… смотрю: а у него слезы в глазах. Уточняю: «Вам больно? Сделать еще обезболивание?»
А он в ответ: «Нет, я плачу за моих ребят». Один из них, говорит, — ровесник его сына, ему было всего 19 лет… Сразу после «срочки» подписал контракт.
Оказалось, что мой раненый собеседник руководил группой из 20 человек. Тяжелые бои за «железкой» (район за железной дорогой). Потери — и у нас, и у противника… И вот так тяжело он переживал гибель наших ребят.
Хинкал

Фото из личного архива.
— Перебирая фотоснимки, наткнулась на этот. Да, где бы ни находилась, всех знакомила с дагестанской кухней. Очень хотелось домашней еды, сама и готовила. Аварский хинкал знают теперь далеко за пределами Дагестана.
Наш хирург Саныч даже научился их готовить…

Фото из личного архива.
Новые российские регионы: быт, погода
— Погода, конечно, отличается от дагестанской, но знаете, я бы не сказала, что столкнулась с крепкими морозами. Минусовые температуры не особо низкие, снег, выпав, тает через несколько дней.
И местные жители рассказывают, что суровых зим у них не бывает.
В Херсонской области, это сосед Крыма, очень плодородная почва, мы там на небольшом участке перед госпиталем сажали семена.
Быт… Во многом, считаю, это зависит от самой женщины: даже во временном жилище умелая хозяйка быстро наведет свой порядок и уют. Те же наши блюда, о приготовлении которых я рассказывала, они тоже помогали сделать атмосферу более домашней.
Рамадан
— Да, соблюдаю пост месяца Рамадан. Тут, в Лисичанске в отряде трое мусульман, а вот в прошлом году в Новотроицке нас было много. Мы там все до рассвета и на сухур вставали (завтрак до наступления рассвета и очередного дня поста. — «МД»), и праздник Ураза-байрам отмечали.
Командир наш тогда организовал барашку и курицу, заколотых по нормам религии, — халяльное мясо к празднику.