Учитель… Порой мы даже не задумываемся, какую огромную роль играет в жизни ребёнка его первый учитель. А ведь настоящий учитель – это мудрый советчик, друг. Тот, кто обладает особым талантом воспитателя.
Зарипат Пазлудиновна Гамзатова из тех учителей, которые горят внутренним светом. Её поведение и движения сдержанны и элегантны. Она всегда ровная, спокойная и будто смущенная тем, что ей приходится быть на виду.
Вся её стройная фигура подчёркивает нежную и чувствительную натуру. Когда общаешься с ней, очень быстро оказываешься на её спокойной волне.
Зарипат Гамзатова родилась в селении Килятли Гумбетовского района, окончила Хасавюртовское педагогическое училище. После работала в кизилюртовской девятой школе, а с 1994 года учит малышей в Комсомольской школе Кизилюртовского района.
Директор школы Азра Магомедовна Гинбатова о ней отзывается уважительно и трепетно:
— Зарипат Пазлудиновна – учитель-универсал. Её уроки отличаются глубиной, интенсивностью, разнообразием и неординарностью форм, высоким научно-теоретическим уровнем. Каждый её урок – открытый. На любой из них можно без боязни приглашать комиссию из разных проверяющих организаций, так как она эффективно использует каждую минуту своего урока.
Зарипат Пазлудиновна считает, что ребёнку надо чуть ли не с пелёнок привить понятие дисциплины, ответственности за свою жизнь, поскольку успешными и счастливыми обычно становятся волевые, целеустремлённые дети. И поэтому она не проходит мимо даже мелочей в деле воспитания. Касается ли это уважения к пожилым или малышам, отношений между одноклассниками…
Ученики очень быстро перенимают её стиль поведения, её уроки. Она призывает родителей интересоваться школьной жизнью своих детей – это, естественно, их сближает, между ними устанавливаются доверительные, дружеские отношения.
Отсюда вывод: нельзя пускать на самотек воспитательный процесс.
Поэтому знание психологии первично. Хороший учитель – это тонкий психолог. Учительница Гамзатова не признаёт окриков и оскорблений в адрес детей. Она общается с ними вежливо и уважительно, как со взрослыми, не повышая тона. Учит чувствовать других людей, знать свои права и обязанности.
А ещё она не читает нотации, ведь их не любят не только дети, но и взрослые.
Она никогда не успокаивается на достигнутом, всегда в поиске. Её уроки нестандартны, отличаются разнообразием. Она учит детей работать самостоятельно: это уроки-поиски.
А также активно проводит культурно-массовую работу, так как дети проявляют свой талант во внеклассной атмосфере.
— Зарипат Пазлудиновна, что всё-таки первично: обучение или воспитание?
— На этот вопрос хотелось бы ответить словами своего коллеги, московского учителя Юрия Владимировича Бобринёва: «Школа должна решать три задачи. Первая – прививать мораль и культуру, искоренять грубость, непорядочность, двойные стандарты.
Вторая – научить ребёнка задавать вопросы, удивляться миру. И третья — когда он хочет узнавать, надо давать ему практические навыки, иначе он будет нежизнеспособен.
Ученику важно знать, что знания – это инструмент его будущей жизни.
Вера ЛЬВОВА, фото автора |
г. Саранск