В республике прошли парламентские слушания на тему «О ходе реализации Закона РД «Об образовании в Республике Дагестан» в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования».
Ситуацию в сфере образования подробно обсудили участники парламентских слушаний. Основным докладчиком на встрече выступила министр образования и науки РД Уммупазиль Омарова.
Именно она констатировала спад внимания молодых дагестанцев к информатике, математике, физике (и связанным с ними профессиям). Министерство предпринимает шаги, чтобы преодолеть эту тенденцию: в частности, в качестве объектов дополнительного образования открыты три республиканские инженерные школы.
Говоря о других тенденциях, министр отметила падение количества школьных медалистов – и считает это позитивным явлением. Дело в том, что к реальному качеству знаний многих обладателей медалей были вопросы. В 2016-2017 годах медалистом становился и вовсе каждый десятый выпускник, что выглядело крайне завышенным показателем (на фоне общего уровня образованности школьников).
«Подделкам и подчисткам в школе не должно быть места», — подчеркнула Омарова.
Также она остановилась на теме инфраструктуры. Школ в республике по-прежнему не хватает. В Российской Федерации всего четыре региона, где сохраняется трехсменный режим обучения, и одним из них является Дагестан. Продолжается заметный рост населения Махачкалы, помимо высокой рождаемости, он связан и с миграцией сельского населения в города республики, особенно в ее столицу.
На этом фоне вызывают недоумение, считает министр, факты, когда, напротив, в сельской местности строились школы, чья вместимость в разы превышала реальную потребность. Зачем расходовать средства на объект в 400-450 ученических мест, если в действительности в ней учатся не более 200 школьников?
Кроме того, ведомство уделило повышенное внимание выделению республике школьных автобусов. Нужно оставить в прошлом ситуацию, когда дети пешком добирались из одного населенного пункта в другой – тем более в холод, в слякоть, в грязи. 140 автобусов уже получены, еще 95 заложены в заявке. Другим способом решения проблемы (в сельской местности) Уммупазиль Омарова считает открытие интернатов. Они бы могли, в частности, заменить часть школ, которые ныне находятся в ветхом и аварийном состоянии. Однако не везде на местах идея интернатов встречает поддержку.
Министр также посетовала, что в некоторых муниципалитетах республики сами начальники управлений образования не владеют ситуацией по запросу на школьные учебники. Кто-то просто не знает конкретных цифр, кто-то приводит цифры, которые затем расходятся с данными методистов. Вообще, учебники и их наличие в школах – это еще одна зона внимания ведомства.
Заместитель председателя Народного собрания РД Елена Ельникова высказалась по теме повышения зарплаты педагогам (парламент держит этот вопрос на особом контроле, предпринимая шаги по ее росту), а также о том, что школьники, которые сами не удовлетворены уровнем своей подготовленности, дополнительно занимаются с частными репетиторами. Ельникова считает такую практику неправильной: ученик должен получать качественное образование в стенах школы, а в свободное от занятий время отдыхать.
Министр согласилась, что эта проблема существует: есть даже отдельные педагоги, которые «недодают материал», считая, что школьники в любом случае ближе к срокам ЕГЭ будут тщательно готовиться с репетиторами.
Заместитель председателя комитета НС РД по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Гамидуллах Магомедов считает острейшей проблему дефицита престижа профессии учителя. Он процитировал Антона Чехова: «Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ – вы понимаете? – воспитывать народ!»
Депутат сказал о том, что размер заработка педагога в Дагестане один из самых низких в РФ. Те цифры, которые озвучивают по некоторым местным муниципалитетам (15 тысяч рублей, 24 тысячи рублей), на самом деле связаны с тем, что учитель работает не на одну ставку, а на полторы или две ставки. Качеству образования такие нагрузки не способствуют.
Он также рассказал, с какими сложностями связан выпуск учебников по родным языкам. Для допуска учебника в школу он должен быть включен в федеральный список, а для этого – пройти соответствующие (далеко не бесплатные) экспертизы. Например, учебник по агульскому языку также должен пройти такую экспертизу в Москве, «конечно, там хорошо знакомы с агульским языком», — саркастически усмехнулся зампред комитета.
Ректор ДГУ Муртазали Рабаданов сказал о том, что после «ямы конца 1990-х – начала 2000-х годов» общий уровень образования все же постепенно растет. В частности, на филфаке заметили, что выпускники школ стали чуть лучше писать диктанты. Но проблем очень много. В сельской местности не хватает учителей, особенно остро – по иностранным языкам.
Также долгие годы в республике не проводилась работа со способными школьниками (по тем или иным направлениям), у нас не было победителей и призеров федеральных олимпиад. В текущем году появилось трое таковых (из общего количества по РФ в три тысячи человек, то есть дагестанская система только в начале этого пути).
Альберт Мехтиханов