Присвоение статуса особо охраняемой природной зоны сыграет позитивную роль в судьбе Эльтавского леса, считает председатель дагестанского отделения Русского географического общества Эльдар Эльдаров. Вместе с тем эксперт выразил сомнение, что предполагаемые таковым статусом правила природопользования на практике будут строго соблюдаться. Ниже «Молодежка» приводит комментарий Эльдарова.
– Под благими намерениями «обустройства территорий общественного пользования» недобросовестные чиновники и связанные с ними предприниматели зачастую стремятся реализовать свои бизнес-проекты, наносящие серьезный экологический и эстетический ущерб природоохранной территории.
Достаточно вспомнить, как власти пытались протащить проект возведения церкви на берегу озера Ак-Гёль. Махачкалинцы сразу поняли истинный смысл намечаемого дела: построить православный храм, чтобы морально оправдать активно ведущуюся с грубыми нарушениями Водного кодекса РФ застройку водоохранной зоны и прибрежных защитных полос озера. К счастью, в городе довольно быстро сформировалась группа людей, неравнодушных к судьбе этого прекрасного внутригородского водоема. Их открытые протестные акции привели к приостановке сей «высокодуховной» по форме и совершенно кощунственной по своему политическому и экологическому содержанию стройки.
Возвращаясь к проблеме Эльтавского леса, надо бы вспомнить 2014 год, когда по рассматриваемой экосистеме был нанесен самый сильный удар. Тогда на его опушке стал возводиться многоэтажный дом для расселения владельцев аварийного жилья. Это тоже весьма яркий пример того, как благородные цели ловко используются в корыстных интересах охотниками за наживой. На основании серии подложных документов последние урвали под строительство значительный кусок природоохранной территории.
К той ситуации активно подключились журналисты, которые выяснили, что в ряде случаев действия городских властей и природоохранных органов, направленные якобы на сохранение Эльтавского леса, на самом деле носили чисто имитационный характер. В учреждения правопорядка подавались иски о признании прав собственности на лесные участки. Но на судебных разбирательствах по ним представители администрации города практически никогда не присутствовали. В итоге судебные процессы заканчивались в пользу самостройщиков, которые сразу приступали к нещадной рубке лесного массива.
Убежден, что без публичного общественного противодействия изощренным мошенническим формам землепользования, к которым нередко прибегают чиновники, сложно добиться экологического благополучия городской среды.
В то же время хочу сказать, что нужно уметь справедливо и по достоинству оценивать конструктивную роль нашей власти в таком деле. Следует признать, например, что первый за всю историю дагестанской столицы опыт установления режима особо охраняемой природной территории в пределах Эльтавского леса – это реальная заслуга нынешней мэрии. О необходимости строгой охраны лесного массива говорили многие из числа прошлых руководителей как столичного муниципалитета, так и республиканских природоохранных ведомств. Однако ничего путного ими так и не было сделано. В конечном итоге площадь насаждений в пределах Эльтавского леса за истекшие десятилетия сократилась в три раза, а именно – на 48 га земель.