Как COVID-19 ускорил процесс цифровизации документов, какими будут новые паспорта в России и почему не стоит бояться электронной трудовой книжки, подробно рассказал заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко читателям «Аргументов и фактов».
Записаться к врачу, получить загранпаспорт, записать ребенка в детский сад, проверить и оплатить штрафы или судебную задолженность, получить данные о пенсионных и иных отчислениях и многое другое уже давно возможно через электронный портал «Госуслуги». Все виды господдержки, появившиеся в период распространения новой коронавирусной инфекции, россияне смогли получить, не выходя из дома. В Дагестане чаще всего такую услугу использовали родители малолетних детей, выплаты на которых были особенно предусмотрены государством.
Теперь же на сайте «Госуслуги» появится суперсервис – комплекс нескольких услуг, помогающий гражданину решать ту или иную жизненную ситуацию. По словам Дмитрия Чернышенко, вы сможете решить свои вопросы, получив нужные услуги в один клик, без бумажной волокиты.
При этом зампред уверяет: внедрение современных технологий в государственный документооборот не исключает возможности лично посещать госучреждения, получать в них услуги, да и бумажные документы никуда не денутся.
«Получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде является правом, а не обязанностью человека. По-прежнему всегда можно прийти в МФЦ или орган власти лично, чтобы получить консультацию или обратиться за услугой», – подчеркнул Чернышенко.
Так какими будут эти новые электронные паспорта?
Чернышенко заявил: все будет в полном соответствии с общемировым трендом — пластиковая карта формата обычной банковской карточки. На ней будет фотография владельца, его ФИО и дата рождения. Карта будет содержать электронный носитель информации, он нужен для хранения персональных и биометрических данных человека, включая изображение лица, отпечатки пальцев и адрес регистрации.
С 1 декабря 2021 года такой паспорт смогут оформить и получить жители Москвы. В регионах услуга появится позднее – в середине 2023-го.
«По желанию вы можете установить на свой смартфон приложение — мобильный идентификатор гражданина. Его нужно будет активировать в биометрической кабине, которая есть в МФЦ. После активации приложение будет выполнять все функции паспорта, и вы сами сможете управлять доступом к данным в зависимости от ситуации — при получении посылки в почтовом отделении, при покупке ж/д и авиабилетов и т. д.», – пояснил зампред правительства, добавив, что после получения электронного паспорта бумажный будет считаться недействительным.
Кроме того, вы сможете привязать к паспорту свою электронную подпись с возможностью удаленно подписывать документы и идентифицировать себя, если, конечно, сами этого захотите.
В 2020 году Отделение Пенсионного Фонда по Республике Дагестан предложило жителям региона перейти на электронный вариант трудовой книжки. Многие стали сомневаться, опасаясь за то, что список трудового стажа будет каким-то образом утерян. Как оказалось, данная проблема волнует не только жителей Дагестана.
Отвечая на вопросы читателей «АиФ», Чернышенко напомнил, что переход к новому формату трудовой книжки — добровольный и позволяет сохранять бумажную книжку столько, сколько это необходимо. А при полном переходе на ее электронную версию бумажный вариант будет возвращен на руки, в нем будет запись о переходе на новый формат и сведения о трудовой деятельности до 2020 года.
Управляющий делами администрации Сулейман-Стальского района Рамазан Абдулазизов еще в начале прошлого года отметил важность новой формы учета трудовой деятельности работников.
«Электронная книжка призвана обеспечить постоянный и удобный доступ граждан к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям – к новым возможностям кадрового учета», – сказал он.
Электронная версия фиксирует данные, начиная с 2020 года. Для тех, кто впервые устроится на работу в 2021 году, сведения о трудовом стаже будут фиксироваться только в электронном виде.
Как сообщил Дмитрий Чернышенко, в настоящее время ведется масштабная работа по обеспечению интернетом самых удаленных и малонаселенных уголков страны. В ближайшем будущем каждый ее житель при желании сможет полностью перейти на электронный документооборот.
«В этом году установим более тысячи станций для подключения к интернету небольших населенных пунктов, подключим все социально значимые объекты – школы, фельдшерско-акушерские пункты, органы госвласти и местного самоуправления», – заключил зампредседателя правительства.