Ее автор – о заказах, больных темах, влиянии отца и мечтах
Старик с космосом в руках, любимый профиль, зеркала, ловец снов, ковры, гирлянды, много красного и розового цвета и света, обалденная музыка и молодежь со своими фотоаппаратами – все это на выставке Зюмы Амаровой «Опиум Арт». Но вы на нее не попадете – она началась и закончилась 3 октября.
Зюму знают как автора иллюстраций про национальную идентичность в Дагестане, хотя начинала она с готики и декаданса, но «фанатов такого творчества мрачного сложно было найти». Фразы про лакцев, лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков она не придумывает, а проводит опросы и собирает наиболее удачные ответы. В опросах участвовало больше трех тысяч человек, и Зюма выбирала наиболее популярные и лояльные фразы. То есть это, по сути, мнение ее целевой аудитории.
***
Выставка ее проходила во дворике «Кафетерий и магаз». Вместо крыши – брезент изумрудного цвета, укрывающий всех от дождя. На полу – красный светодиодный прожектор, колонки и фуршет из фруктов, украшенных ароматизированными свечками.
Люди разглядывают работы на розовых стенах, громко смеются, снимают все подряд. Работы, себя на фоне работ, себя в зеркале, себя с красным светом, друг друга. Зюма вживую рисует в смешанной технике портреты гостей за символическую сумму.
Многих гостей выставки она не знает. Даже бабулю, которая активно покупала ее стикеры про национальную идентичность. Но и Зюму знают не все, в основном подходят к ее подруге Камиле, которая помогает ей продавать мерчи и одета в красное. Думают, что автор выставки она. Наверное, потому что Зюма единственная, кто пришел в черном, и еще потому, что она использовала Камилу как модель для своего мерча и все запомнили ее.
– На свою выставку я попросила надеть что-нибудь красное, – говорит Зюма, – просто потому, что кафетерий, в котором проходила выставка, розовый, а к розовому подходит красный. Нет, я и не планировала надевать красное, у меня просто нет красной одежды. И я свой образ уже изобразила на стенде, поэтому менять что-то было нельзя.
Она очень любит Дагестан и думает, что дагестанская тема еще очень долго ее не отпустит.
Переписывались мы с ней, как самые настоящие интроверты, в директе, поэтому пусть вас не смущают смайлики в тексте.
«Я не придумывала эти фразы»
– Почему Амарова?
– Я точно не помню, но мама рассказывала, что какому-то прадедушке с папиной стороны сделали ошибку в паспортном столе, и так мы и стали Амаровы. А были Омаровы якобы. Не знаю, может, это вообще шутка очередная была.
– Часто на тебя наезжают? Ведь затрагиваешь такую больную для наших тему, как национальная идентичность.
– Именно потому, что она больная, и у большинства дагестанцев сильно откликается в сердце. Наезжают нечасто, всем почти очень нравится то, что я делаю. Но, конечно, были и те, кто успел очень сильно подгадить.
Когда я впервые сделала иллюстрацию про лезгин, писали, что найдут меня и вскроют кишки, что-то в таком духе. Мой друг связался с одним из них, и они сразу поняли шутку в этой иллюстрации.
Потом, когда я сделала подборки почти про все национальности, мне стало поступать огромное количество просьб, чтобы я сделала иллюстрации про лезгин. Я постаралась сделать эту подборку максимально лояльной, красивой и сделала больше иллюстраций, чем обычно. У этой публикации за полчаса набралось 1000 лайков, это был рекорд для моей странички. Но через несколько дней на страничку с 10000 подписчиков накидали жалобу, и ее заблокировали. Эти иллюстрации у меня сохранились. Там действительно нет ничего оскорбительного.
Очень было обидно, что я потеряла свою аудиторию из-за пары десятков необразованных людей, которые не поняли шутки про «нежного яда» и «чай в +40».
«Опиум для никого»
– Что самое сложное в работе художника?
– Принимать заказы *ржущий смайлик*. Я сейчас стараюсь сделать все для того, чтобы доход был не с заказов. Заказывают чаще всего портреты или подборки иллюстраций для своих страничек коммерческих. Люди не готовы платить заслуженные деньги художникам и считают, что, делая какой-либо заказ, художник должен прочитать мысли клиента и сделать бомбочку. Это самая частая проблема, с которой я сталкиваюсь и другие мои знакомые художники, которые берут заказы.
Я хочу зарабатывать на своем чистом творчестве, не подстраиваясь под взгляды и вкусы клиентов. Это можно делать по-разному. Можно принимать те же самые заказы, но без каких-либо правок от клиентов. У меня бывают такие заказы, они самые приятные. Можно продавать свои готовые работы, можно тиражировать свои работы на открытках, стикерах, одежде и продавать все это дело.
– Почему «Опиум»?
– Я сама уже точно не помню. Кажется, когда только создавала страничку с рисунками, это было года 2–3 назад, я активно увлекалась готикой и декадансом. Мне тогда показалось, что именно это слово мне подойдет. Решила уже не менять ничего. Я в тот период часто слушала группу «Агата Кристи». Моя любимая песня у них «Опиум для никого». Вообще, мне очень часто попадается это слово, и поэтому оно было для меня всегда каким-то родным, но точную причину, почему я назвала так свой профиль, я не помню.
Я помню только, что мне было тяжело перебороть себя и начать постить свои работы. Я понятия не имела, в какую сторону плыть, просто делала то, что мне нравится, и выкладывала это. Я думала, что готический стиль сохранится, но со временем он мне поднадоел, да и фанатов такого творчества мрачного сложно было найти.
– Плейлист на выставке твой?
– Плейлист был полностью мой, я специально собирала для выставки. Обожаю старую музыку. Особенно люблю Depeche Mode. В музыке на меня тоже сильно повлиял отец, у нас всегда дома играет хорошая музыка.
– Там у тебя была «Кошка Суетлана». Это Анохина?
– Нет, я где-то подглядела прикол про Суетлану, уже даже не помню, в чем заключалась шутка, но помню, что было очень смешно. Потом одна татуировщица из Махачкалы предложила сделать эскизы для ее тату-салона, и когда делала эти самые эскизы, эта кошка Суетлана сама собой получилась как-то. Но помню, что кто-то Анохину в комментариях отметил, и я подумала, что сходство действительно есть в типаже.
– Света говорит, что красной шапочки не хватает.
– Аха-ха-ха-ха! Для нее нарисую новую кошку Суетлану с шапкой.
«Папа сильно повлиял на меня»
– Что или кто тебя вдохновляет?
– Меня вдохновляют разные колоритные люди, художники, музыка, старые фильмы из серии «Горцы от ума». В Махачкале можно черпать вдохновение бесконечно!
– Из художников кто именно?
– В первую очередь – Наталья Савельева! Она мой первый и самый любимый преподаватель по живописи. Мне нравится в ней то, как она свое мастерство совмещает с мягким, ни на чей не похожим, уникальным почерком. По ее работам видно, что она каждую из них пишет с огромной любовью и трепетом. Она для меня настолько важный человек, что, когда я получала от нее комплименты по поводу творчества, на меня это производило такой эффект, будто меня родной отец похвалил. Я всю жизнь слышу фразу о том, что настоящее искусство всегда рождается через боль, а Савельева нас всегда учила тому, что искусство может и должно рождаться через светлые чувства и сами работы должны источать свет. Я как-то до сих пор стараюсь следовать этому.
Очень нравится творчество Магомеда Дибирова, Закарьи Закарьяева. Еще есть такой молодой художник @chelovek_molekula4242, недавно открыла для себя творчество художницы из Осетии @bagauri.alo – с нее тоже очень кайфую. Кроме художников, есть очень творческие фотографы, как @kamilabanks, @ruslanabdurashidovv, часто ворую у них референсы для работ. Вообще, у нас уйма классных молодых людей, творчество которых пока никто не видит. Страниц не хватит всех отметить.
Если говорить про художников не из Дагестана, то, конечно, @pravsha.art очень идейная девушка, слежу за ее творчеством много лет. Ее иллюстрации сильно повлияли на меня в творчестве. Люблю художницу @pervotsve.t, у нее очень колоритные работы. Каждый раз, когда нет желания рисовать, стоит только заглянуть на ее страничку — и желание появляется. Еще без ума от работ @kiamarr, по духу мне очень близко все, что она делает.
Если говорить про мировых художников, то с детства увлечена Семирадским, Климтом, Эгоном Шиле. С ними меня познакомил мой отец, он тоже художник. Вообще, папа сильно повлиял на меня.
Папа часто выставляется и довольно популярен в узких кругах. Он самый настоящий художник из всех, кого я знаю. Каждый день ходит на этюды, вся мастерская забита его шикарными полотнами, и он почти всегда думает только о творчестве. Такой подлинный классический художник! Но он, кстати, почти ничего не знает о моем творчестве. Он человек старой школы, многие вещи может не понять, да и в целом я очень тяжело переношу его критику.
«Маджалисский лес»
– Назови любимую работу из своего творчества.
– Моей самой любимой работой все еще остается мой дипломный триптих для училища «Маджалисский лес». Я, правда, с тех пор так и не взялась больше за масло. Надо исправлять.
– Почему Маджалисский?
– Маджалис – мое родное село.
– Бываешь в селе?
– Да, к родителям часто езжу.
– Ты даргинка, значит. Твоя даргинская черта?
– Любовь к украшениям и бархату. Ну, ладно, и к деньгам!
– К золоту?
– Нет, золото не люблю.
– А какие украшения любишь?
– Из серебра. Обожаю кольца красивые.
– Я почему-то представила старинные украшения.
– Да-а-а! Обожаю винтаж. Кубачинские украшения – вообще сказка. Особенно те, что раньше делали.
– Что первое приходит на ум, когда вспоминаешь про детство?
– Как вместо мультиков со своим старшим братом смотрела клипы Милен Фармер, Rammstein и Depeche Mode. Через кассеты. Сначала папа привозил кассеты, а потом брат сам стал их доставать откуда-то.
– А фильмы?
– Конечно! «Сонную лощину» сто раз пересматривала. Я научилась в какой-то момент их включать на видео. И на улице меня уже не видно было.
– Что бы ты сказала себе 16-летней?
– Много рисуй и никого не слушай.
– Что бы ты сказала себе через 10 лет?
– Никого не слушай и рисуй еще больше.
– Без чего не можешь жить?
– Без музыки.
– Быть Зюмой в Дагестане – это…
– Быть неправильно понятой лезгинами *ржущий смайлик*.
– На выставке была инсталляция с бумажным человечком, на котором было написано: «Напиши, чего ты хочешь». И там писали: «Я хочу, чтобы лето не кончалось», «хочу деньги», «я хочу добиться успехов в футболе», «хочу лайк», «я хочу, чтобы девочки перестали так сильно качать губы». А чего хочет Зюма?
– Чтобы мои близкие не болели. Это, наверное, не самое оригинальное желание, но это правда именно то, чего я очень хочу сейчас.
Патимат Амирбекова
Читайте также Больше хороших хабаров. «Молодежка» нашла админов популярного паблика