О том, как эффективно работать в стесненных условиях дистрофичного бюджета, о событийно–галочковом подходе и индикаторах полезности действий рассказал в своем интервью нашей газете министр по делам молодежи Республики Дагестан Арсен Гаджиев.
Гранты против урбанизации
Как вы знаете, я недавно презентовал 100 дней работы министерства под моим руководством и, помимо прочего, могу отметить, что сделано действительно немало. Даже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда и бюджет был внушительней, и в связи с юбилеем Победы, акцент был на молодежь и молодежные проекты.
Тем не менее, сложностей хватает, но, думаю, ничего неразрешимого нет. Другое дело, что решение некоторых вопросов требует больше времени и внимания.
Например, сейчас в республике проходит Всекавказский форум сельской молодежи. Цели и задачи самые что ни на есть актуальные – заинтересовать и привлечь молодых людей к реализации проектов на селе, дать им соответствующие знания, компетенции, инструменты. Для этого приглашены специалисты, в форуме также примут участие руководители профильных министерств и организаций, выработана оптимальная на этот срок образовательная программа по грантово-проектной деятельности. Однако трудно сказать, станет ли форум вкупе с остальной работой в этом направлении реальной подоплекой для поднятия престижа работы на селе. И как это отразится на оттоке молодежи на фоне урбанизации, покажет лишь время. Некоторые не совсем отдают себе отчет, насколько сложно противодействовать этим процессам.
Провели — закрыли тему, или «Молодец, министерство – молодец, министр»
Я с большим уважением отношусь к своим предшественникам на посту руководителя ведомства, каждый из них привнес в работу министерства что-то свое. Даже в какой-то мере считаю себя учеником Заура Кахриманова, который был министром в годы моей активной работы в различных молодежных организациях и во многом был для меня примером.
Однако сегодня у меня несколько иной взгляд на то, как нужно работать с молодежью. К сожалению, у нас в республике, да и в большинстве регионов, работа в молодежной среде зачастую носит событийный характер. Мероприятие провели — какая-то пауза, потом опять что-то провели — снова затишье. Вот в таком, примерно, роде. К тому же есть проблема участия одних и тех же лиц в этих мероприятиях. Я считаю, что это малоэффективно. Кроме того, делать основной упор работы именно на форумную кампанию едва ли оправданно.
В отличие от такого подхода, мы сегодня пытаемся выстроить работу министерства системным образом. Например, если это проекты, то они не должны носить характер разовых мероприятий, а скорее представлять собой жизнеспособные в перспективе инкубаторы, в которых масса молодых людей будет обретать актуальные компетенции.
Чтобы не быть голословным, объясню на примере проходящей сейчас школы молодого управленца. Это один из проектов, запущенных нами недавно в рамках направления «Молодежный Дагестан» Приоритетного проекта развития республики «Человеческий капитал».
Давайте смоделируем такое развитие работы по проекту: набираем группу человек в 30, пропускаем этот поток через образовательную программу — и всё. Ставим галочку, работа выполнена — приоритетный проект реализован. Провели – закрыли тему. Молодец, министерство – молодец, министр!
Мы же планируем обучать в рамках проекта по два потока каждый сезон. Через него станут проходить все новые и новые люди, которые будут вовлечены в дальнейшую реализацию этого и других наших проектов. Таким образом, проект будет функционировать постоянно. Будет сформирован своеобразный пул управленцев, которых мы будем рекомендовать и в кадровый резерв, и в молодежный парламент, и в правительство. И самое главное — мы сможем периодически проводить постпроектный мониторинг по результатам работы наших выпускников. И это только один из множества проектов, которые мы реализуем.
Вот так, в принципе, сохраняя все положительные аспекты работы, сложившиеся при прежних руководителях, мы привносим и свое. Делаем работу системной и непрерывной, охватывая все больше молодежи и вовлекая в позитивную деятельность.
Эффект бабочки
В работе с молодежью есть свои особенности. Некоторые из них я уже упомянул, рассказывая о том, что сложно сразу понять, какой эффект оказывает на молодежную среду та или иная наша инициатива. Тем не менее, одним из приоритетов нынешней работы министерства является мониторинг именно этих эффектов. Соответственно, в выборе проектов и мероприятий предпочтение отдается тем, в которых есть возможность наблюдать и оценивать постпроектные результаты. Мы должны знать, что и зачем делаем, и какой это дало нам эффект. Например, уменьшилось ли число молодежи, подверженной радикальным настроениям, в том или ином муниципалитете, увеличилась ли доля молодых людей, активно участвующих в социально значимых мероприятиях, и прочее.
Таким образом, сегодня мы внедряем индикаторы оценки эффективности своей работы. Отчасти и потому, что не вся наша работа на поверхности, нам необходимы механизмы, которые позволят измерить ее результат. В итоге мы получим наглядную картину своей деятельности.
Мы хотим знать, сколько молодежи, ранее не участвовавшей в наших проектах, вовлекается в деятельность министерства. Хотим понимать качество взаимодействия с общественными организациями, не говоря уже о министерствах и ведомствах. Только после этого можно будет взвесить пользу.
Самое открытое министерство
Что же касается нашего министерства, то я считаю его самым открытым на сегодня в республике. В нашей команде есть и старожилы, такие как Мухтар Амиров и другие, которые работали еще при Кахриманове, и абсолютно новые молодые лица со свежими взглядами на вещи. Мы открыты не только в плане простого контакта, но и для новых идей, предложений, конструктивной критики. Думаю, сегодня иначе и нельзя, особенно в Министерстве по делам молодежи. Я сам практически на все приглашения отзываюсь, везде стараюсь успевать.
Кроме того, откровенно высказываюсь, в том числе и в соцсетях, как о плюсах нашей работы, так и о минусах. Но я полон решимости вместе с командой все эти минусы преодолеть, поэтому требую активности и открытости от всех сотрудников.
У меня в мессенджерах есть специально созданные группы: «Команда минмол», «Муниципалитеты» и др., в которые отписываются наши сотрудники о работе, а я могу контролировать все процессы внутри аппарата, легко отслеживать, что происходит в муниципалитетах по нашему направлению. Прошу даже включать в эти группы замов глав муниципальных образований, чтобы они видели, где дела обстоят лучше, чем у них. Если кто-то недорабатывает, могу и пожаловаться главе муниципалитета. Без постоянного контроля качество работы министерства не улучшить, и все это понимают. У нас очень теплые отношения как внутри коллектива, так и на уровне сотрудничества с профильными министерствами и ведомствами, общественными организациями, вузами и ссузами.
Байкеры, брэйкеры, трэйсеры и прочие – которых нет
Также одним из направлений работы министерства я вижу тесное сотрудничество с неформальными молодежными объединениями и представителями так называемых уличных субкультур. В ближайшем будущем у нас запланировано проведение фестиваля молодежных сообществ. Есть и тут свои нюансы, в том числе и по финансированию. Вообще, нужно понимать, что этих сообществ как бы нет для официальной власти. А мне хочется обратить на них внимание.
Многие относятся скептически, когда я говорю, что это десятки ячеек, в которых в общем не меньше 1000 молодых людей, объединенных определенными интересами, и это группы, в которых бурлит своя жизнь. Просто едем вместе на встречи этих ребят — будь то база «Одиссей» или байкеры у театра, или в зал к Магомеду Раджабову (лидер Паркур-движения), где ребята вытворяют чудеса акробатики. Потом удивляются, что у нас, оказывается, это тоже есть.
Мне бы хотелось, даже, может, через проведение какой-то разовой акции или мероприятия, обратить внимание на эти сообщества. Чтобы ребята могли заниматься любимым делом и у них были какие-то условия для развития. Понятно, чтобы это всё реализовать, нужно финансирование, а бюджет министерства очень ограничен. Вот я и говорю: «Готовьте, ребята, проекты и — марш на «Машук»!»
Магомед Маматоколов