Дети – это маленькие добродушные комочки, которые дарят счастье. В них собрана радость, озорство и веселье. Но дети – это и большая ответственность, особенно если они не такие, как все.
Глухонемые, больные детским церебральным параличом, аутизмом и «дети солнца» – все они собраны в «Муниципальном специальном общеобразовательном (коррекционном) учреждении школе-интернате первого вида» г. Махачкалы.
Всего здесь обучается 220 детей со всей республики, а преподавательский состав насчитывает 110 человек.
«На данный момент в школе есть всё, что нужно. Условия для детей полноценные, ведь они обучаются и живут в интернате. Как и во многих подобных заведениях, у нас есть нехватка учебников, потому что для коррекционных учреждений выпускают очень маленький тираж книг, а во время пожара в старой школе всё наше имущество сгорело», – отмечает директор Зайнаб Ахмедовна Магомедмирзаева.
Интернат состоит из 47 кабинетов, среди них учебные и компьютерные классы, мастерские, в которых имеются профессиональные швейные машинки и тренажерные залы, а также организованы различные кружки для мальчиков и девочек.
Дети проживают в школе от каникул до каникул, единственный родительский день – суббота. Так как большинство детей находятся здесь на постоянной основе и являются сиротами, родители приходят к немногим.
На мой вопрос, сложно ли работать с детьми, Зайнаб Ахмедовна отвечает: «Сложностей как таковых нет. Необходимо найти подход к ребенку, выяснить, какие у него проблемы. Для этого в нашей школе трудятся психологи. Лично я проработала тут 12 лет, и, знаете, дети сами тянутся к общению. Они очень открыты, доброжелательны и трудолюбивы. Старшие ухаживают за младшими, а младшие не отходят от моего кабинета. Они общаются со мной жестами и целым отрядом приходят рассказывать о свои проблемах, потом мы все вместе дружно их решаем. Для меня это самые обычные дети».
Для ребят также устраивается культурная программа, которая включает в себя выезды в городские парки и развлекательные центры. Ученики школы любят участвовать в таких праздниках, как День птиц.
В этом учебном году школа набрала классы с детьми с задержкой психоречевого развития и аутичностью. Работа с такими детьми является самой сложной, потому их относят к группе пятого вида.
«Детей с таким диагнозом очень много у нас в Дагестане», — поделилась со мной Зайнаб Ахмедовна.
Барият Айтберова